«Вечный кандидат»: Молдова не нужна ЕС в качестве полноценного члена союза
Максим Камеррер
Евроинтеграционные ожидания, которые охватили определенную часть населения Молдовы после получения страной статуса кандидата на вступление в ЕС, имеют под собой мало оснований для радости. В существующей в республике ситуации более актуальными вопросами остаются спасение остатков экономики и повышение уровня жизни населения, а возможно, даже сохранение Молдовы в качестве независимого государства.
Молдова — далеко не первое постсоветское государство, которое стремится в Евросоюз. И прежде, чем форсировать процесс сближения с ЕС, Кишиневу было бы полезно изучить опыт прибалтийских стран — членов Евросоюза, который показывает, что Брюссель не ставит перед собой задачу решения экономических проблем и улучшения жизни граждан в принимаемых государствах. Напротив, экономические показатели Латвии, Литвы и Эстонии за последние годы только ухудшились, а эмиграция увеличилась, приобретая характер демографической катастрофы.
Вступление в Евросоюз только усугубило кризис экономик стран Балтии, который сопровождался постепенным разрывом экономических связей этих государств с Российской Федерацией.
Согласно прогнозам банка SEB — Nordic Outlook экономический спад в трех Прибалтийских республиках в 2023 году ожидался менее глубоким — на 0,4%, а рост в 2024–2025 годах не таким активным — на 1,2% и 1,8% соответственно. При этом, по оценкам банка, экономика всех трех стран останется в состоянии стагнации в течение следующих двух-трех кварталов.
Промышленность, транспортная и портовая инфраструктура прибалтийских государств стремительно деградировали после того, как в ущерб собственным интересам они начали конфронтацию с Россией. Это имело тяжелые последствия: привело к закрытию предприятий, к росту безработицы и, как следствие, к массовой эмиграции, породившей нелестное для республик прозвище «прибалтийские вымираты».
Судя по всему, аналогичная участь уготована и стремящейся в ЕС, а точнее, насильно затаскиваемой туда Молдове.
Правда, со своей спецификой: республика является преимущественно аграрной страной, вся промышленность, созданная во времена СССР, уже давно не существует, а производственные комплексы, производившие когда-то трактора, интегральные микросхемы, электронные приборы, телевизоры, стиральные машины, превратились в торговые центры и складские помещения и используются другими способами, не имеющими никакого отношения к первоначальному предназначению.
«Евроинтеграция» в понятии молдавских политиков всегда означала в основном одно и то же — возможность получать от западных партнеров как можно больше грантов и кредитов на различные «реформы», а также свободу использовать эти финансовые средства, как правило, нецелевым образом в целях личного обогащения и дальнейшего удержания власти. При этом они всегда отдавали предпочтение грантовым программам, распределявшимся среди «своих». А возврат кредитов возлагался на государство и становился делом всего населения страны.
По сути, в Молдове Западу удалось мирным путем осуществить те процессы, которые произошли в соседней Украине в 2014 году. РМ подписала Договор об ассоциации с Евросоюзом добровольно, без протестов и майданов. Этим шагом, являющимся одним из главных этапов на пути к вступлению в ЕС, молдавское руководство продемонстрировало свою готовность действовать в нужном для европейских партнеров направлении. Ну а то, что этот документ молдавские представители подписали, фактически не ознакомившись с ним, стало проблемой в первую очередь самой республики.
Тех, кто заключал это соглашение, как и тех, кто радовался ему, совсем не интересовало, что Молдова, по сути, добровольно отдает весомую часть собственного суверенитета.
Страна открыла свой рынок для европейских товаров, импорт которых отныне не облагался таможенными пошлинами, получив взамен небольшие квоты на экспорт своей продукции в ЕС и туманные обещания об их увеличении.
Соглашение об ассоциации с ЕС фактически лишило молдавских фермеров их основного рынка сбыта — России и стран ЕАЭС, так как последние были вынуждены для защиты своих производителей ввести таможенные пошлины на импорт из Молдовы. Эта потеря не могла быть компенсирована выделяемыми Евросоюзом квотами на молдавскую сельхозпродукцию. Объемы реализации молдавских аграрных товаров на европейском рынке минимальны и сравнимы с объемом производства двух-трех районов советской Молдавии.
Фактически республика взяла на себя обязательства по импорту продукции, произведенной в ЕС, став рынком сбыта в ущерб собственным производителям. Евросоюз, в свою очередь, получил в свое распоряжение механизм возврата финансовых средств, достигавших 1 миллиарда долларов в год (почти 20% бюджета Молдовы), которые молдавские трудовые эмигранты присылали домой своим родственникам. Этот механизм работает наподобие своеобразного «финансового пылесоса», практически нивелируя поступление денежных средств в страну от проживающих в Европе граждан республики. Теперь Брюссель почти полностью контролирует финансовые поступления в Молдову со своей стороны.
Ситуация, складывающаяся сегодня в экономике Молдовы, вызывает чувство неуверенности в будущем страны, ее населения и последующих поколений. Альтернатива происходящим процессам есть — это возврат к следованию интересам государства, который требует проведения прагматичной политики и сотрудничества не только с Евросоюзом, но и государствами ЕАЭС и в первую очередь с Российской Федерацией. Чтобы спасти экономику, Молдове следует вернуться на свои традиционно прибыльные рынки России и стран СНГ. Но для этого необходимо резко изменить внешнеполитический курс страны, что с действующей правящей командой сделать невозможно.
Кроме того, уже сейчас очевидно, что вступление Молдовы в Евросоюз ничего не даст этому межгосударственному объединению, кроме необходимости «подтягивать» Молдову до своего уровня, что потребует колоссальных денежных вложений, а значит, страну просто будут держать в «приемной» ЕС, десятилетиями обещая полноценное членство и используя ее при этом в своих интересах.
Последние события наглядно демонстрируют, что Брюссель планирует использовать Молдову исключительно как плацдарм для возможной повторной реализации украинского сценария в случае неудач ВСУ на фронте, а учитывая то, как разворачиваются события на территории Украины, подобный вариант развития событий становится все более вероятным.