Латвийские власти не способны обеспечить безопасность собственных граждан
Лиза Юшкова
Пропущенная через латвийско-российскую границу партия взрывчатки, направленная из Украины под видом церковного груза, совершенно никого не взволновала в Риге. На сайте пограничной службы висят лишь заявления о том, что задержана очередная партия из 60 тысяч сигарет и депортированы в Беларусь очередные нелегальные мигранты, которых Европа вообще предписывает учитывать и обеспечивать до момента принятия решения о предоставлении убежища.
По сути, Латвия намеренно или по невежеству пропустила в Россию опасный груз, который мог угрожать здоровью и жизни ее собственных жителей. Наблюдая за механизмами и ресурсами контроля латвийской границы, удивляться этому не приходится. Уже многие годы пограничники и таможня усиленно роются в багаже въезжающих путешественников на предмет такой запрещенки, как овощи и фрукты, отбирают сгущенное молоко и ненормативный алкоголь, а также припасенные бутерброды с колбасой. На выезжающих из страны они практически не обращают внимания. Кстати, если пограничные собаки не находили в багажнике взрывчатые вещества, то бдительные таможенники должны были потребовать сертификаты на вывоз икон, так как это культурная ценность. В том числе для Латвии, где большая часть населения принадлежит к христианским конфессиям, в том числе православию.
В криминальной истории Латвии имелось несколько громких историй со взрывчаткой. В 1995 году в лифте жилой многоэтажки был взорван глава нефтеторговой фирмы Сергей Генералов. 17 августа 2000 года в Рижском Центральном универмаге сработали два взрывных устройства с часовыми механизмами. Пострадали 28 человек, трое получили тяжелые увечья. Одна женщина от полученных травм скончалась в больнице. В августе 2004 года в своем автомобиле был взорван предприниматель Алексей Жаров. Это случилось посреди людной улицы в середине дня, и лишь по счастливой случайности никто из других участников движения не пострадал.
И если после аналогичных трагедий в России преступники и организаторы терактов устанавливаются довольно быстро, то ни один из рижских «взрывных» случаев так и не был расследован. Население успокаивают тем, что в небогатой стране криминалу стало неуютно и он ищет себе более «вкусные» направления. А значит, умение расследовать организованные тяжкие преступления стране не особенно-то и нужно.
Латвия вообще избавилась от советского наследия в уголовном деле: сначала уволили профессионалов, которые по закону о гражданстве 1993 года были поражены в правах. Затем отменили статистику раскрываемости преступлений и процессуальные сроки. Даже социально опасные деяния остаются без наказания. Например, никому не интересно расследование разнообразных телефонных и интернет-мошенничеств: при том что преступники действуют через официально работающих мобильных операторов и крадут деньги с официальных банковских счетов, привлечь их к ответственности никто даже не пытается. Депутат 13-го Сейма Любовь Швецова, полковник полиции в запасе, попыталась поднять этот вопрос, но получила из Государственной полиции дежурную отписку. Ведомство подтвердило, что на 2021 год имелось свыше 300 заявлений по телефонным мошенничествам. По ним возбуждено 1 (одно) уголовное дело, до суда оно не дошло. Интересно, что когда начались боевые действия на Украине, мошенники утихли на несколько недель. А потом еще более активно развернули свою деятельность.
Волнуют ли правительство периодически возникающие в общественном пространстве вопросы о потере профессиональной квалификации следователей и правоохранительных органов во всем, кроме политически мотивированных уголовных процессов? Эти люди живут в своем социальном круге и под охраной, не боясь даже таких опасных для страны инцидентов, как залет армейского дрона на российскую территорию.
Может ли Латвия стать стартовой площадкой для новых актов террора в отношении соседей? Может.
И даже не потому, что власти этому попустительствуют, а потому, что они вообще не способны контролировать положение на вверенной им территории. Не случайно убийца Дарьи Дугиной скрылась от возмездия именно в Прибалтике.
Взрывчатку через границу пропустили не по злодейскому умыслу, а по беспомощности. Ведь даже история про пограничный забор, который начали строить на границе с Россией в 2015 году, обросла множественными фактами прямого воровства, нерационального и халатного растрачивания государственных средств, которые регулярно публикует Госконтроль. Счет злоупотреблений давно идет на миллионы, а забор так и не построили. Зато нынешний президент Эдгар Ринкевич в предыдущей выборной кампании убеждал собственное население, что «назло Кремлю Латвия — это удавшееся государство». Верится в это все меньше...