Чем ближе поражение, тем безумнее идеи: Украина продолжает мечтать о ядерном оружии
Николай Ульянов
Чем хуже идут дела у Украины на поле боя, тем более странные предложения о том, как следует останавливать продвижение российских войск, озвучивают представители украинской власти. Недавно отдельные киевские политики и отставные военные начали делать заявления о необходимости обзавестись собственным ядерным оружием или разместить западное на территории Украины. Но, как показывает практика, Запад, несмотря на предпринятые ранее попытки наращивания эскалации, не желает перехода конфликта в ядерную фазу. Так как его стратегия в целом остается неизменной: продолжение войны для ослабления РФ руками Украины до тех пор, пока это возможно.
18 февраля нардеп Верховной рады Украины от «Европейской солидарности» Алексей Гончаренко на Мюнхенской конференции по безопасности обратился к госсекретарю США Энтони Блинкену со словами, что если в НАТО не готовы принять Украину, то ей придется обзавестись ядерным оружием. Американский чиновник не дал прямого ответа на это заявление и отделался словами о том, что лучшее, что сейчас можно сделать, это продолжать противостоять «российской агрессии».
Позже, после нанесения крупнейшего ракетного удара с начала спецоперации, в ночь на 22 марта, Гончаренко сделал еще две записи в Telegram, в которых призвал к приобретению Украиной ядерного оружия: «Другого варианта не вижу. И просто наплевать на все, что будут говорить и угрожать. Без ядерного оружия нет безопасности».
К слову, примерно то же самое Гончаренко писал и в июне прошлого года: «Нужно направить официальный запрос в США о возможности размещения ядерного оружия на территории Украины».
Спустя месяц, 18 марта, в одном из интервью экс-замглавы экс-замсекретаря СНБО и генерал-майор ВСУ в отставке Максим Кривонос сделал другое заявление: «Наши политики вышли бы на уровень общения с нашими американскими или британскими коллегами и сказали бы: а давайте мы дадим разрешение на размещение носителей ядерного оружия и ядерных боеприпасов на территории Украины. В Беларусь же Россия зашла, что мешает нам предложить делать то же самое тем же французам или тем же британцам?»
Обратиться к американцам и британцам представителям Киева ничего не мешает, но непонятно, почему Гончаренко и Кривонос так уверены, что партнеры согласятся на размещение своего ядерного оружия на Украине, если они даже в Польше это делать не торопятся.
Есть и другие мнения. Как отметил экс-депутат Игорь Мосийчук, Украина оказалась в нынешней ситуации именно по вине США, подписавшись под Будапештским меморандумом. А потому Вашингтон должен помогать Киеву всем необходимым, чтобы искупить вину.
Такие позиции прямо показывают позицию действующей украинской власти: ей все должны. Согласно обеим интерпретациям ядерного вопроса, виновными оказываются уже сами США, из-за которых Украина в свое время лишилась ядерного оружия, которое, в общем-то, никогда ей не принадлежало.
Для общего понимания картины будет полезно вернуться в период непосредственно перед началом СВО, когда 19 февраля 2022 года на Мюнхенской конференции по безопасности выступил Владимир Зеленский и заявил о необходимости пересмотра безъядерного статуса Украины и Будапештского меморандума.
Позже, в начале марта, РИА Новости опубликовали слова источника «одного из компетентных российских ведомств», что после подписания в 1994 году Договора о нераспространении ядерного оружия Украина приступила к работам по формированию базиса для создания ядерного оружия в будущем.
А четко выраженную практическую направленность данные работы приобрели в 2014 году по негласному распоряжению Петра Порошенко.
Базой для данных исследований выступил Национальный научный центр «Харьковский физико-технический институт», с которым сотрудничал ряд научных учреждений по всей стране. А в качестве площадки для разработки ЯО использовалась зона Чернобыльской АЭС.
В феврале 2022 министр обороны Сергей Шойгу также подтвердил, что Украина обладает большим потенциалом для создания ядерного оружия, чем Иран и КНДР. Как указал глава Минобороны, для этого есть оборудование, технологии, специалисты, которые имеют гораздо более высокие возможности, нежели Тегеран и Пхеньян.
При этом следует напомнить, что в апреле прошлого года экс-советник главы офиса президента Алексей Арестович заявил, что на изготовление ядерного оружия у Киева уйдет шесть-девять месяцев. Но уточнил, что в таком случае Украина рискует испортить отношения с Западом.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя заявления Гончаренко, подчеркнула, что «у Украины со времен СССР еще сохранился научный и производственный потенциал для производства ядерных вооружений».
В связи с этим интересно другое. Что об этом думают западные партнеры Киева? Они, безусловно, должны быть в курсе определенных настроений по желанию получения Украиной ядерного оружия. Собираются ли они как-то останавливать Киев?
Сейчас же мы видим, что российская армия продолжает успешно наступать, а также наносить точные и болезненные удары по тыловым военным и инфраструктурным объектам, отчего положение Украины на фронте стремительно ухудшается. Можно не сомневаться, что чем больше будет успехов у российской армии, тем больше подобных идей украинских чиновников мы станем слышать.