Несмотря на пропаганду, простые молдаване не видят в НАТО гаранта мира и стабильности
Игорь Шорников
Молдова — государство, обладающее конституционным нейтралитетом, но на протяжении последних двух лет она проводит откровенно провокационную политику по отношению к России, активно милитаризируется и развивает сотрудничество с НАТО. Действующая власть, которая пытается сделать евроатлантический вектор необратимым для страны, уже неоднократно высказывала свое сожаление по поводу нейтрального статуса государства, для изменения какового ей не хватает всего нескольких голосов в парламенте. Но как такая политика согласуется с мнением граждан Молдовы?
Все опросы общественности показывают, что мнение жителей Молдовы относительно нейтрального статуса своей страны и перспектив вступления в блок НАТО остается неизменным на протяжении многих лет.
Самые актуальные соцопросы демонстрируют, что если бы в Молдове состоялся референдум по вопросу вступления в НАТО, то всего 27% молдаван проголосовали бы «за», а 55% — «против». За сохранение нейтралитета своим государством высказываются порядка 62% населения.
Важно, что эти данные приводятся западными и провластными агентствами, а другим спрашивать мнения населения и тем более его публиковать не позволено. Так что реальные цифры могут быть иными. Не случайно представители действующей власти, включая президента Майю Санду, с сожалением констатируют, что вопрос о включении Молдовы в НАТО сейчас не стоит, поскольку население этого не желает. Однако они тут же добавляют, что надо активнее проводить разъяснительную работу, чтобы люди поняли, что блок НАТО не является агрессивным.
Курс официального Кишинева на разрыв отношений с Россией очевиден для любого жителя Молдовы. Антироссийская пропаганда заполонила эфир молдавских СМИ. За два года власти закрыли 13 телеканалов, не позволявших себе открытой критики России, десятками исчисляются запреты на доступ к российским и независимым интернет-ресурсам. Еще в апреле 2022 года запрещены символы Победы в Великой Отечественной войне, в том числе георгиевская ленточка, а через год власти запретили празднование Дня Победы 9 мая. Вместо этого они на европейский манер ввели День памяти и примирения, как будто молдаване в той войне были среди проигравших.
Властями Молдовы запущен процесс выхода из СНГ, целенаправленно сворачивается взаимодействие с Россией в торгово-экономической сфере; несмотря на свой нейтральный статус, Молдова присоединилась к европейским антироссийским санкциям. Власти выслали из страны десятки российских дипломатов и даже не пускают в нее простых граждан России. Русофобия становится практически официальной политикой Санду и ее команды, проникая в стратегические документы государства. В декабре прошлого года парламент Молдовы утвердил Стратегию национальной безопасности, в которой Россия названа главной внешней угрозой.
Интересно, что здравые голоса, напоминающие о том, что Молдове нужно если не дружить с Россией, то хотя бы поддерживать прагматичные отношения, как это делает, например, Тбилиси, расцениваются властями как недопустимая «кремлевская пропаганда». А действия отдельных молдавских политиков, позволяющих себе посещать Россию, рассматриваются чуть ли не как государственная измена. В отношении таких людей буквально заводятся уголовные дела, их лишают свободы.
Все эти меры призваны создать в молдавском обществе такую атмосферу, в которой даже нейтральное высказывание в адрес России было бы небезопасным. Нагнетание страха вкупе с агрессивной проевропейской пропагандой — вполне осознанная политика, призванная парализовать волю населения накануне выборов.
В октябре 2024 года в Молдове пройдут президентские выборы, в один день с ними планируется проведение референдума о евроинтеграции, который должен закрепить европейский выбор страны в Конституции и похоронить нейтральный статус государства. На карту поставлено буквально все: мир и стабильность в данном регионе Европы и геополитический выбор молдавского народа в пользу России, который был сделан еще во времена Штефана чел Маре и Дмитрия Кантемира.
Молдавскому населению усиленно стирают историческую память: у них отобрали Великую Победу, лишили родного языка, объявив молдавский язык несуществующим, и, по-видимому, готовятся отправить молдаван, как до этого сделали с украинцами, в мясорубку войны.
На самом деле ставка на страх и безволие масс людей — это позиция слабого, свидетельствующая о том, что время данной команды во власти безвозвратно уходит. Дело не в антирейтингах Майи Санду. Подавляющее большинство молдаван больше всего на свете ценит мир (98%) — таковы данные тех же соцопросов. А НАТО для них — синоним войны. Только 9% полагают, что Молдова будет в безопасности, если ее станет защищать НАТО. Несмотря на проводимую властями Молдовы антироссийскую политику, почти 60% молдавских граждан не побоялись ответить, что не считают Россию угрозой своей стране.
Панически боятся Россию и, видимо, непосредственно Владимира Путина только сама Санду и ее окружение. Волна негодования поднялась в Кишиневе, когда лидер Гагаузии Евгения Гуцул сфотографировалась с российским президентом. Ее обещали арестовать по прилету в Молдову, завести уголовное дело, но на деле даже пальцем не тронули. Страх, который транслируется из администрации Санду, большинством жителей страны не воспринимается. Пугать молдаван русскими могут только те, кто совершенно не знаком с психологией молдавского народа.
Приведем исторический эпизод для иллюстрации. В 1711 году молдаване впервые в своей истории увидели российских солдат. Это была армия Петра I. Как поступает население, когда в его страну входит иностранная армия? Прячется, сбегает в леса, в горы (во всяком случае, так поступали молдаване в периоды османских вторжений). Но на этот раз люди выходили навстречу армии, приветствовали русского царя. Более того, пока Петр дошел до столицы молдавского княжества, его армия пополнилась тысячами добровольцев из числа молдавских крестьян, которые хотели вместе с русскими освобождать свою землю от захватчиков. Так было в 1711 году, так было на протяжении еще целого столетия, пока Бессарабия не присоединилась к России в 1812 году.
Русские православные люди всегда будут восприниматься молдаванами как братский народ — народ, несущий свободу.
Игорь Шорников - Директор Института социально-политического и регионального развития, замминистра иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики 2013 - 2016 гг., доцент Финансового университета при Правительстве РФ