«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»: придет ли НАТО на помощь странам Балтии?
Лиза Юшкова
Центр Риги празднично украшен флажками «20 лет в НАТО», официальные лица хвалят самих себя за «мудрое» решение присоединиться к Альянсу в 2004 году, а военные эксперты снова и снова напоминают: помимо 5-й статьи устава НАТО, накладывающей обязательства на союзников, есть и другие. Они обязывают страну-участницу заботиться о самозащите и обеспечивать ее до «прибытия союзных сил». Которые, как выясняется, могут и не прибыть совсем.
Намеки на этот счет приходят с разных сторон. Об этом ранее заявил американский генерал Бен Ходжес. Теперь на «Литовском Давосе — 2024» отличились генерал-майор в отставке и вице-президент фирмы Sky, производящей военное снаряжение, Ганс Христиан Метисен и полковник Датской армии Питер Нильсен. «Если произойдет нападение на какую-то из стран НАТО, ей некоторое время придется защищаться самостоятельно. Поэтому к войне надо готовиться не только армии, но и обществу», — заявил первый.
Он напомнил о пункте 3 устава НАТО: каждая страна должна прежде всего сама отражать нападения и защищать своих жителей.
«Первым делом противник ударит по крупным городам и военным базам, — предупредил Метисен. – Никто не придет к вам на помощь в течение 24 часов». А потом признал, что большой спрос опустошил склады, и хотя Евросоюз обещал поставить Украине 155-миллиметровые артиллерийские снаряды на 1,1 миллиарда евро, обеспечить этого он не может. Он также заявил, что три приоритета обороны — это ПВО, приграничные маневры и логистика.
Про ПВО говорят давно, а воз и ныне там, комментирует эти слова латвийский эксперт по военному снаряжению, предприниматель Арнольд Либекс. Чтобы система действовала эффективно, она не должна быть «зоопарком» разнородной техники. Однако скоординировать закупки даже в трех странах Балтии не удается.
Метисон посчитал, что на создание ПВО в Прибалтике уйдут десятилетия.
Приграничные маневры в лесах и болотах тоже ограничены, не говоря уже о логистике. Клайпеда как порт доставки может сразу исчезнуть с карты, полагает Метисен. «Если одна дивизия стоит в Прибалтике, а другая в Польше, они отвечают за операции, оперативное управление и логистику, а генеральное руководство находится в США. И здесь есть уязвимость. Граница НАТО с Россией гораздо протяженнее, чем раньше. Прибалтика и Финляндия вытянуты с юга на север, однако глубина фронта здесь очень мала».
С этой проблемой отставной генерал-майор советует бороться «сильным управлением и контролем» со стороны как военных, так и политиков: если не удастся удержать ситуацию в руках, все свалится в хаос и противник достигнет своих целей. Вот Швеция и Финляндия уже обеспечены убежищами больше чем на 50%, а в Прибалтике даже близко такого нет.
Датский полковник Питер Нильсен призвал готовить народы к экстремальным сценариям, организуя тренировки в том числе для гражданского населения. На это латвийские власти ответили распространением агитационных материалов про «72-часовую сумку», в которую должно вместиться столько «антикризисного снаряжения», что даже здоровый человек не унесет.
Эксперт по выживанию Оскар Шпицкопф сообщил на телевидении, что стоимость «сумки» составит 300 евро на человека, но не обязательно покупать для нее все новое: фонарик и теплую одежду можно найти дома или в магазине поношенных вещей. А вот палатку, коврик для ночевки в лесу, котелок для приготовления пищи и пауэрбанки для зарядки телефонов все же придется приобрести. Также следует запастись наличными мелких номиналов, посоветовал он, что противоречит взятому в ЕС курсу на всяческое выдавливание наличных из оборота.
Заявления западных «союзников» о том, что «жителям надо верить в себя и распространять уверенность среди окружающих» в том, что «здесь все в порядке и все будет хорошо», сильно противоречат их же признаниям о том, что не следует ждать реальной помощи от них.
А Бен Ходжес вовсе заявил, что держать рубежи самостоятельно прибалтам придется не 72 часа, а две недели.
При этом, согласно его прогнозам, с самого начала ракетными и артиллерийскими ударами будет сразу уничтожена военная инфраструктура (аэропорт «Рига», Адажская база, аэродром в Лиелварде, Лиепайский порт, возможно, мосты, министерства обороны и внутренних дел, штаб Национальных вооруженных сил). А затем произойдет десантная операция.
«В обществе распространилось заблуждение, что мы можем надеяться на НАТО, которое придет на помощь и чья задача — всех спасти. Но у НАТО нет ни одного солдата. Военнослужащие, ресурсы и бюджеты принадлежат странам НАТО, а не самому Альянсу, — заметил военный эксперт, бывший представитель Латвии в альянсе Раймонд Рубловскис. — Страны НАТО должны быть, согласно третьему пункту его устава, не потребителями, а создателями безопасности, о чем мы забываем. Если мы сами ничего не делали, не стоит уповать на подмогу со стороны».
Еще более тревожно, что, помимо военной инфраструктуры, может попасть под удары и гражданская — каскад Даугавских ГЭС, рижские ТЭЦ. Конкретного плана их защиты у властей нет. Разговоры о сдерживании потенциального противника с помощью забора на границе, минных полей или бетонированных укреплений латвийские военные эксперты воспринимают как желание освоить огромные средства.
«У меня сложилось впечатление, что при столкновении в Прибалтике НАТО быстро смирится с потерей этого региона и линия обороны сместится дальше на запад», — заключил Либекс.