Политика Политика

Промежуточные итоги союзной интеграции: укрепление экономики и безопасности Беларуси

2 апреля традиционно отмечается День единения народов Беларуси и России. В эту дату в 1996 году в Москве президенты Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. 2 апреля 1997 года лидеры РФ и РБ подписали Договор о Союзе двух государств, на основе которого 8 декабря 1999 года был заключен Договор о создании Союзного государства России и Беларуси. Зачем это было нужно и какие промежуточные итоги можно подвести для республики спустя 25 лет?

Необходимость выстраивания нового формата отношений с РФ остро встала перед Беларусью сразу же после распада СССР.

Разрыв экономических и технологических связей грозил коллапсом белорусской экономике, которая была экспортоориентированной и зависела от поставок комплектующих и сырья из России. Основной рынок сбыта белорусской продукции также оставался в России.

Программа, которую предлагали белорусские националисты, предполагала демонтаж белорусской промышленности, созданной во времена СССР. Это должно было ослабить «колониальную» зависимость от России и облегчить геополитическую переориентацию на Запад. При этом на социальные издержки такого разворота предлагалось закрыть глаза во имя «светлого европейского завтра».

Именно по такому пути пошли страны Балтии. Следствием такой политики стала, к примеру, самая масштабная в Европе депопуляция, а также перманентный рост геополитической напряженности. Однако там эта программа была поддержана большинством населения или, по крайней мере, не вызвала активного сопротивления.

В Беларуси против такого сценария сыграл в первую очередь социокультурный фактор. В отличие от Литвы или Латвии, здесь не было сколько-нибудь массового запроса на геополитическое «бегство» от России. А значит, и терпеть связанные с этим издержки население было не готово.

В начале 1990-х годов граждане Беларуси хотели восстановления прочного политического союза с Россией, который помог бы разрешить многочисленные социально-экономические проблемы, обрушившиеся на республику вместе с независимостью.

Довольно быстро стало понятно, что СНГ удовлетворить эти ожидания не сможет, и нужно искать другую форму политического объединения двух стран. Высказывались самые разные варианты — от вхождения Беларуси в состав РФ до создания межгосударственного союза по типу ЕС.

В конечном счете была выработана формула Союзного государства, предполагавшая создание наднациональных органов и высокую степень экономической, налоговой и законодательной унификации, но при сохранении суверенитета и субъектности государств-участников. По сути, эту модель можно назвать конфедерацией.

Практическая реализация этой идеи, однако, столкнулась с серьезными затруднениями. Во-первых, она поначалу вызвала недовольство некоторых субъектов РФ. Так, тогдашний президент Татарстана М. Шаймиев заявил, что будет требовать повышения статуса своей республики до субъекта Союзного государства. Во-вторых, разница в масштабах России и Беларуси делала затруднительной саму модель управления, основанную на принципах равноправного участия.

Поэтому в 2000–2010-х годах наблюдались определенное торможение интеграционных процессов между Россией и Беларусью и нарастание межгосударственных противоречий. На этом фоне в Минске вновь активизировалась прозападная партия, под влиянием которой происходило формирование многовекторного внешнеполитического курса, а также усиление и расширение сети западного влияния в республике.

Эти процессы в конечном счете стали одной из главных причин политического кризиса, потрясшего Беларусь в 2020 году.

Сегодня, однако, достаточно очевидно, что интеграция является безальтернативной для РБ и РФ. В 2021 году Москва и Минск согласовали 28 союзных программ, которые также называют «дорожными картами» интеграции. Работа над ними началась еще в 2018 году. По словам госсекретаря Союзного государства Д. Мезенцева, к настоящему времени союзные программы уже выполнены на 80%.

Беларусь и Россия активно развивают сотрудничество в сферах экономики, науки, промышленности, технологий, логистики. Беларусь участвует в российских программах импортозамещения, и на эти цели Россия выделила Минску кредит в размере 105 млрд рублей.

РБ практически полностью переориентировала свой экспорт на российские порты. До событий 2020–2022-х годов основными транзитными хабами для Беларуси служили порты стран Прибалтики — Клайпеда и Вентспилс. Сегодня экспортный поток перенаправлен на порты Ленинградской области и Мурманск. Это, в свою очередь, может потребовать модернизации всей логистической инфраструктуры, что открывает широкие возможности для новых совместных проектов.

Активно идет сотрудничество в сфере космических технологий. С 2012 года действует совместная белорусско-российская спутниковая группировка. В настоящее время ведется работа над подготовкой группировки спутников нового поколения, запуск которой ориентировочно состоится в 2028 году.

Важным событием для Беларуси стала отправка на МКС первой женщины-космонавта Марины Василевской, что также явилось результатом тесного сотрудничества с Россией.

Народы Беларуси и России едины как в радости, так и в горе. Чудовищный теракт в «Крокус Сити Холле» 22 марта нашел широкий отклик среди граждан Беларуси, которые с ночи несли к российскому посольству цветы. Кроме того, среди жертв теракта есть и белорусы.

Совместное противодействие террористической угрозе также является важным направлением работы Союзного государства. Беларусь и Россия едины в неприятии терроризма и экстремизма и будут вести непримиримую борьбу с этим общим врагом.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
29 марта
25 марта белорусская оппозиция отметила так называемый День воли. В этот день в 1918 году группа националистически настроенных интеллигентов в Минске провозгласила некую Белорусскую народную республику. БНР осталась виртуальным образованием, существовавшим исключительно в головах его основателей, не контролировавшим каких-либо территорий и никем не признанным. Очень похожая судьба постигла и нынешнюю белорусскую оппозицию, которая ведет свою деятельность из-за рубежа и ни на что не влияет.
29 марта
Кишинев провоцирует резкий рост военно-политического напряжения в Юго-Восточной Европе. В Приднестровье гремят взрывы, а молдавские чиновники активизируют сотрудничество с НАТО, проводят непонятные мобилизационные мероприятия и готовы взять из госбюджета последние деньги на закупки западного вооружения. Несмотря на полное отсутствие каких-либо угроз со стороны Москвы, правящая команда Майи Санду усиливает антироссийскую политику, действуя в интересах своих западных партнеров и отвлекая внимание населения страны от социально-экономических провалов.
29 марта
В Могилеве подвели итоги XVII Международного молодежного театрального форума «М.@rt.контакт».
30 марта
Каждый год последние числа марта в Молдове становятся временем повышения активности некоторых жителей, которые выступают за ликвидацию независимости страны и присоединение ее к соседней Румынии. В качестве обоснования подобных требований они апеллируют к тому, что в эти дни в 1918 году парламент существовавшей тогда Молдавской Демократической Республики принял решение о вхождении в состав королевской Румынии. То, что это решение тогдашний молдавский парламент принимал под дулами винтовок румынских солдат, не учитывается нынешними поборниками демократии и европейских ценностей в Молдове.