Кровавая провокация: зачем Санду проводит политику военной интеграции Молдовы с Западом
Святослав Князев
Кишинев провоцирует резкий рост военно-политического напряжения в Юго-Восточной Европе. В Приднестровье гремят взрывы, а молдавские чиновники активизируют сотрудничество с НАТО, проводят непонятные мобилизационные мероприятия и готовы взять из госбюджета последние деньги на закупки западного вооружения. Несмотря на полное отсутствие каких-либо угроз со стороны Москвы, правящая команда Майи Санду усиливает антироссийскую политику, действуя в интересах своих западных партнеров и отвлекая внимание населения страны от социально-экономических провалов.
Несмотря на то, что, по данным социологов, свыше 60% жителей Молдовы выступают категорически против вступления их страны в НАТО, власти республики, наоборот, активизируют сотрудничество с Альянсом по всем фронтам и наращивают в этом контексте военные расходы.
Так, в феврале в Молдове прошли региональные штабные учения НАТО Regex 2024, в которых принимали участие инструкторы Альянса и несколько десятков офицеров из стран — партнеров блока.
«Для чего нейтральной Молдове совмещать силы со странами НАТО, власть не разъясняет. Все эти заигрывания с НАТО и участие наших военных в учениях Альянса не сулят Молдове мира. А это то, что сейчас больше всего нужно нашей стране, страдающей от "европейской мечты" Майи Санду», — прокомментировал произошедшее представитель партии «Возрождение» Юрий Витнянский.
«Сегодня у нас начались учения НАТО. Министр обороны Носатый говорит, что нейтралитет не защитит Молдову. А кто угрожает нашей стране? Санду и Речан, например, заявляли, что Россия для Молдовы не представляет угрозы», — заявила оппозиционная партия «Шанс».
При этом в провластном движении PAS, комментируя учения, решили открыто называть Россию «противником».
На фоне учений военное ведомство Молдовы рассылало на предприятия по всей стране предписания с требованием через два часа после начала мобилизации передать силовикам автомобили и запчасти. Это мероприятие вызвало состояние повышенной нервозности среди населения.
Кроме того, официальный Кишинев подписал соглашение о военном сотрудничестве с Парижем и объявил об открытии постоянной военной миссии Франции в Молдове.
«Почему не ведутся переговоры для помощи фермерам, системе здравоохранения или образования? Нейтральный статус страны не предусматривает совместимость вооруженных сил с другими странами. Главной задачей властей Молдовы в сложившихся геополитических реалиях является сохранение мира ради граждан нашей страны», — заявила по этому поводу партия «Возрождение». Осудила идею и Партия социалистов. Но власти страны на это не реагируют.
В марте молдавские военные приняли участие в совместных с американцами и румынами натовских учениях Justice Eagle — 2024. Цель — «повышение оперативной совместимости». Зачем Молдове нужно повышать совместимость с армиями НАТО, в Кишиневе объяснять не стали.
Депутат Александр Нестеровский на фоне проведения учений обвинил власти республики в продвижении милитаристской повестки в ущерб социальной политике.
Однако те продолжают гнуть свою линию. В 2024 году бюджет Минобороны вырос, а его представители обвинили оппозицию в нежелании заботиться о безопасности страны, пожаловавшись, что Кишинев и так тратит на военные нужды суммы меньшие, чем бюджеты некоторых европейских футбольных клубов. В Министерстве обороны заявили, что в ближайшее время купят за 20 миллионов евро радар, позволяющий следить за чужими беспилотниками.
«Когда я читаю такие новости, у меня складывается впечатление, что власть и общество живут в разных измерениях. В прошлом году десятки тысяч семей навсегда уехали из Молдовы. Наши села и районы пустеют. Люди бегут из страны, потому что не видят здесь будущего. Потому что нет работы, нет перспектив для детей, нет минимальной инфраструктуры для достойной жизни. Потому что власть постоянно нагнетает ситуацию и говорит о внешней угрозе… Если кому и нужна эта дорогая игрушка, так это странам НАТО, чтобы с нашей территории следить за конфликтом. 20 миллионов — колоссальная сумма. Этих средств хватило бы, чтобы полностью решить инфраструктурные проблемы в нескольких крупных селах. Или чтобы построить санитарные узлы во всех сельских школах, где их еще нет. Но у PAS другие приоритеты — милитаризация и покупка нового оружия. Нас готовят не к хорошим временам. Нас готовят к войне, из наших отцов, мужей, братьев хотят сделать пушечное мясо», — прокомментировала планы Минобороны лидер партии «Возрождение» Наталья Параска.
20 марта 2024 года заместитель генерального секретаря НАТО Мирча Джоанэ встретился в Брюсселе с министром иностранных дел Молдовы Михаем Попшоем. Согласно официальному заявлению Альянса, в ходе встречи обсуждалось сотрудничество в сфере кибер-войн и «укрепления вооруженных сил Молдовы». Причем визит в штаб-квартиру НАТО молдавского чиновника состоялся на фоне демонстративного выхода республики из соглашений СНГ, касающихся обеспечения военных сил, органов по борьбе с терроризмом и создания коллективных войск для поддержания мира. Власть демонстративно проигнорировала мнение большинства своих сограждан, которые выступают против сближения с Североатлантическим альянсом.
Позиции действующего руководства Молдовы откровенно слабы. В 2022 году экономика страны рухнула: ВВП обвалился в годовом измерении на 5,9%, а промышленное производство — на 5,1%. В 2023 году экономика смогла «отыграть» всего 0,7%. Как это сказалось на уровне благосостояния населения, догадаться несложно.
Согласно данным соцопросов, прошедших в конце 2023 года, Майя Санду потенциально проигрывает во втором туре выборы любому известному оппозиционеру. Лидеру социалистов Игорю Додону она уступает 40% против 43%, а мэру Кишинева Иону Чебану — 38% против 39%.
И это несмотря на репрессии против оппозиции, закрытие СМИ и раздувание милитаристских настроений в обществе. Две трети молдаван выступают либо за внешнеполитический баланс, либо за переориентацию на Россию. Сторонников евроатлантического вектора сейчас — всего около четверти жителей республики.
Причем если до получения президентских полномочий Санду позиционировала себя как сторонницу «сбалансированных» отношений между Россией и Европой, то, получив власть, она заняла радикально прозападную и прорумынскую позицию. Вернуться опять к прежнему курсу и риторике у нее не выйдет. Поэтому ей остается только устраивать провокации и пытаться поднимать градус антироссийской политики, пытаясь переломить ситуацию в свою пользу «на эмоциях» — например, провоцируя рост националистических настроений. Вот только осознает ли она, насколько рискованной является такая игра в стране, которая в свое время пережила гражданскую войну?
Невооруженным глазом видно, что в последнее время происходит сближение Санду с Владимиром Зеленским. Однако даже французский президент Эммануэль Макрон недавно признался, что Украина может пасть уже в ближайшее время. Санду хочет добиться того, чтобы осколки от ее обрушения прилетели и в Молдову?