Потеряна молодежь? В чем главная стратегическая угроза союзу Беларуси с Россией
Роман Травин
Развитие Союзного государства и успешная реализация совместных проектов зависят не только от действий высшего руководства России и Беларуси, но и от того, насколько широко в них будут задействованы граждане двух стран. Однако сегодня значительная часть россиян и белорусов, особенно молодых, не знает даже о существовании Союзного государства, не говоря уже о тех направлениях сотрудничества, которые реализуются в его рамках. И эту ситуацию надо менять, ведь очевидно, что сложно содействовать развитию структуры, о которой ты не знаешь ничего.
Несмотря на активное развитие сотрудничества России и Беларуси, которое идет в последние годы по широкому спектру направлений, свежих репрезентативных социологических данных об осведомленности граждан двух стран о деятельности Союзного государства практически нет, по крайней мере в открытом доступе. Однако до 2020 года ведущие российские социологические структуры публиковали результаты исследований по этому вопросу более регулярно, и их данные из раза в раз свидетельствовали, что уровень знаний граждан России о Союзе невысок, особенно среди молодежи.
Так, в 2019 году на вопрос: «Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о Союзном государстве России и Беларуси?», заданный в рамках опроса ФОМ, 59% опрошенных ответили, что слышат о нем впервые. В возрастной группе 18–30 лет процент тех, кто узнал о СГ только из вопроса, был еще выше — 68%, при этом что-то слышали о Союзном государстве 23% опрошенной молодежи, а знали — лишь 7%. В 2020-м 43% опрошенных ВЦИОМ респондентов на аналогичный вопрос ответили, что впервые слышат о Союзном государстве, среди молодежи в возрасте 18–24 года таких ответов было больше — почти 58%.
Сходные данные показывали и опросы, проведенные в Республике Беларусь: например, согласно данным опроса Центра изучения перспектив интеграции и Центра социально-гуманитарных исследований БГЭ о деятельности Союзного государства в 2018 года знали около половины опрошенных, причем молодые люди до 30 лет были менее информированы, чем представители старших возрастных групп.
В рамках образовательной, просветительской и общественной деятельности мне много приходится общаться с разными и достаточно многочисленными молодежными аудиториями. И личные впечатления полностью подтверждают приведенные выше социологические данные. Понятно, что картина будет сильно зависеть от аудитории. В группе студентов-политологов или международников что-то знать о СГ будут практически все, тогда как из сотни студентов училищ и техникумов — всего несколько человек, а может, и вообще никто. Но в целом не только о деятельности, но и о самом существовании Союзного государства знает явно меньше половины молодых ребят.
С учетом того, что Беларусь сегодня — один из основных союзников России, а Союзное государство — флагманский интеграционный проект и для Москвы, и для Минска, такой низкий уровень знаний о нем — тренд достаточно неприятный.
Можно выделить несколько основных причин, которые объясняют такую ситуацию. Во-первых, есть объективные проблемы, связанные с интеграционными процессами внутри Союзного государства, которое реализовало свой потенциал далеко не полностью. И так как пока в полной мере наполнить содержанием этот проект не удалось, то и знают о нем далеко не все.
Во-вторых, имеющийся серьезный объем разного рода реализованных договоренностей, направленных на сближение двух стран, и разных успешных совместных проектов остается абсолютно незамеченным, потому что выглядят они довольно рутинно, а медиаресурсы предпочитают громкие инфоповоды.
В-третьих, определенная информационная работа, направленная на освещение своей деятельности, официальными структурами Союзного государства, безусловно, ведется, но ориентированной на широкие слои населения двух стран ее назвать точно нельзя. Более того, похоже, такая задача просто не ставится.
В-четвертых, к сожалению, в образовательных учреждениях разного уровня в рамках учебного процесса и за его пределами Союзное государство вспоминают нечасто. Что неудивительно, потому что и многие учителя, и преподаватели мало что знают о СГ.
Ну и в-пятых (но не в-последних, потому что это может быть темой отдельного обсуждения). Уровень политической грамотности наших граждан в целом, увы, невысок, особенно молодежи. Их знания о политической сфере отрывочны, а представления о причинно-следственных связях в политике эклектичны. Так что ситуация с осведомленностью о деятельности Союзного государства — лишь частный случай.
Показательным примером для иллюстрации сразу нескольких приведенных выше тезисов может служить тот факт, что в СМИ и профильных телеграм-каналах очень слабо освещалась содержательная часть отчета о ходе исполнения основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы, равно как и новый аналогичный трехлетний план на 2024–2026 годы, утвержденный в конце января этого года Высшим государственным советом Союзного государства, в котором принимали участие Владимир Путин и Александр Лукашенко. Более того, уверен, что в принципе будет непросто найти людей, знающих о существовании таких документов и реализуемых в ходе их исполнения программ — например, по сближению макроэкономической политики, развитию атомной энергетики, единой аграрной и промышленной политики и целого ряда других.
В условиях противостояния с Западом в самых разных сферах незнание и непонимание ключевых вопросов внешней политики России и Беларуси, к которым относится и развитие интеграции в рамках Союзного государства, — дополнительный дестабилизирующий фактор, упрощающий противнику задачи по осуществлению информационных операций против жителей наших стран.
Кроме того, реализация совместных проектов и развитие Союзного государства зависят от того, насколько широко в них будут задействованы граждане двух стран. Ведь очевидно, что нельзя участвовать в том, о чем ничего не знаешь.
В отмеченных выше причинах во многом содержится и ответ на классический вопрос: «Что делать?». Одна из задач первого уровня — это обеспечение «узнаваемости» Союзного государства и его наиболее значимых проектов и программ. Было бы неплохо скорректировать подходы к реализации информационной политики официальными структурами СГ, но вряд ли этого стоит ожидать в ближайшее время. Более реально улучшить ситуацию через сферу образования и через просветительские проекты, которые сегодня активно развиваются.
Если говорить по-простому, то нужно просто чаще говорить о Союзном государстве и тех возможностях, которые оно дает, в рамках лекционных курсов, семинаров, заседаний клубов, открытых лекций.
Могли бы сыграть свою роль и региональные медиа. Тут тоже эффективнее была бы системная работа, но если ее нет, то и деятельность отдельных людей на местах в этом направлении будет полезной.
Роман Травин, политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика», преподаватель Белгородского государственного национального исследовательского университета