Год работы правительства Речана: экономика Молдовы очутилась на грани краха
Максим Камеррер
Исполнился год, как молдавское руководство было вынуждено отправить в отставку правительство во главе с Натальей Гаврилицей, чтобы затем вернуть в министерские кресла практически тех же людей, но уже во главе с другим премьером — Дорином Речаном. Теперь можно констатировать, что эта перестановка не привела к повышению эффективности исполнительной ветки молдавской власти.
Цель повысить качество управления страной не ставилась, так как смена отдельных чиновников затевалась не для вывода страны из серьезного экономического кризиса, а исключительно ради создания видимости какого-то движения и активизации другого главного направления деятельности правительства — вопросы внутренней безопасности для власти и наращивание более откровенного милитаристского курса Республики Молдова. Не случайно премьером был назначен не экономист, а Дорин Речан — экс-глава МВД в правительствах Филата и Лянкэ, в которых Майя Санду занимала пост министра образования.
Этот расчет можно считать оправдавшимся - прошедший год работы правительства Речана запомнился, прежде всего, радикализацией политической жизни и наступлением на демократические права и свободы молдавских граждан.
Решение экономических проблем страны и ее населения практически полностью игнорировалось под предлогом необходимости «противостоять гибридной войне» с Россией. Эта же самая причина стала и основанием для создания в Молдове полицейского государства, в котором с подачи Службы информации и безопасности снимаются с выборов оппозиционные партии, закрываются телеканалы и блокируются интернет-ресурсы.
При этом, давление со стороны главы правительства стало распространяться в том числе и на судейскую ветвь власти. Так, к примеру, Дорин Речан в угрожающем тоне озвучил фамилии судей Апелляционного суда Кишинева, которые признали незаконным снятие с местных выборов представителей оппозиционной партии «Шанс». Решение о снятии с выборов партии «Шанс» было принято Комиссией по чрезвычайной ситуации, которую возглавлял глава правительства Дорин Речан.
Параллельно с усилением давления во внутренней политике Речан взялся за милитаризацию страны. После закупки во Франции радара для ПВО, правительство через министра обороны Анатолия Носатого настойчиво продвигает идею закупки еще двух аналогичных радаров, а также заводит разговоры о том, что подобные средства эффективны в обеспечении безопасности только в сочетании с ракетными комплексами.
Тем временем, страна не может уже 2 года принять гуманитарную помощь в виде ГСМ для молдавских сельхозпроизводителей, обещанную Румынией. Причина заключается в том, что правительство не в состоянии найти хранилища для подаренного дизтоплива. Молдове определён курс на милитаризацию, а не на развитие экономики, бюджет страны обеспечивает закупку военной техники, а не создание условий для бизнеса.
Проблема отсутствия инфраструктуры для хранения топлива выглядит странно. Молдова приобретает радары и хочет закупать ракеты ПВО за десятки миллионов долларов, но не может обеспечить хранение ГСМ. В то же время, молдавская власть может большими составами тянуть топливо для Украины по молдавской железной дороге, но свои же фермеры остаются ни с чем. Это является красноречивым свидетельством того, что энергетическая безопасность страны совершенно не обеспечена и в любой момент может случиться коллапс.
В то же время на встрече с фермерами премьер требовал принять предложение минимальной помощи и начать посевную кампанию. Основным доводом было, что ни одна отрасль экономики не просит помощи государства так, как это делают аграрии.
Сохраняется проблема и с сотрудниками государственного предприятия «Молдавская железная дорога», которые уже несколько месяцев не получают зарплату.
Зато премьер уже много раз был с официальным визитом в Румынии, Брюсселе и других европейских странах, а также съездил на Всемирный форум в Давосе. При этом, реальных результатов для Молдовы Дорин Речан оттуда не привез.
Пожалуй, лучше всех итог деятельности правительства Речана за год подвел экс-премьер Ион Кику, опираясь на данные Национального бюро статистики Республики Молдова:
«1. Экспорт снизился в 2023 году по сравнению с 2022 годом на 6,5%;
2. Объем перевозимых товаров снизился на 5,1%;
3. Объем строительных работ - снизился на 2,5%;
4. Промышленное производство - снизилось на 3,6%;
5. Инвестиции в основной капитал - снижение на 1%;
Однако у нас есть рост. Например, госдолг вырос в 2023 году на 9,343 млрд леев.
И, конечно, базовая зарплата министров, представляющих сегодня отчет, увеличилась - примерно на 200%».
Эти данные свидетельствуют о падении экономических показателей даже по сравнению с 2022 годом, который признан одним из самых худших в молдавской экономике за всю историю независимости страны.
Отчитываясь 14 марта в парламенте премьер Речан явно лукавил потому, что Молдова под руководством нынешней команды не заботится об экономике, делая все, чтобы закрыть восточные рынки сбыта молдавской продукции и открыть свой собственный рынок для товаров ЕС. При этом, молдавским производителям выдвигается требование соответствовать западным критериям. Однако инвестиции государство сегодня при правительстве Речана вкладывает только в Министерство обороны. Пока действующая власть создает видимость бурной деятельности, Молдова быстро и верно погружается в болото, состоящее из инфляции, зашкаливающих тарифов на коммуналку, нищенских зарплат и пенсий, и стремительного роста государственного долга – в первую очередь внешнего.