На протяжении трех десятилетий Приднестровье остается точкой, в которой переплетен целый клубок региональных противоречий. До поры они казались неразрешимыми, но сейчас, когда вся система мироустройства приходит в движение, есть вероятность, что этот клубок будет распутан или разрублен. Как это повлияет на безопасность региона и на судьбы приднестровцев?
На рубеже 1980-х — 1990-х годов люди, которые проживали на узкой полосе земли вдоль Днестра, смогли самоорганизоваться, чтобы отстоять свое право жить в составе большого государства, в единстве с Россией. Процессы распада Советского Союза к тому моменту становились уже видны, в Молдове у власти оказывались политики, открыто заявляющие цели объединения с соседней Румынией. В те годы в Приднестровье еще было живо поколение, которое помнило румынскую оккупацию края в 1941-1944 гг., для них такая перспектива означала настоящую катастрофу.
Образование самостоятельной Приднестровской Молдавской Республики – это был не столько ответ на притеснение прав русскоязычных граждан в Молдавии, сколько, пожалуй, единственный способ уклониться от втягивания жителей региона в румынское пространство, гарантией сохранения своей самобытности, в том числе молдавской.
В Приднестровье всегда проживало многонациональное население. Освоение края началось еще в конце XVIII века, национальные сообщества в основном селились компактно и использовали в быту свои языки. Очень много в Приднестровье молдавских и украинских сел, есть болгарское село Парканы, там и сейчас жители говорят на болгарском, армяне – выходцы из Османской империи – основали в Приднестровье город Григориополь, в прошлом были немецкие, чешские, сербские села. Но в общении вне своих национальных сообществ все жители традиционно используют русский язык.
Приднестровские молдаване, как и другие народности, были возмущены волной румынизации, которая захлестнула в конце 1980-х тогда еще Советскую Молдавию. Для них был недопустимым перевод языка на латинскую графику. Поэтому перед лицом новых угроз приднестровское общество оказалось консолидированным.
А когда, уже после распада Союза, молдавское руководство попыталось силой уничтожить приднестровскую государственность, оно встретило народ, готовый отстаивать свою независимость.
В начале 1992 года приднестровцы были практически безоружны. Когда Кишинев начал полицейскую операцию по установлению «конституционного порядка» на Днестре, людей пришлось вооружать пиками, спешно изготовленными на заводах. Конечно, появились жертвы. Но спустя месяц безуспешного силового нажима Молдова перешла к использованию военной техники, еще через месяц мирные приднестровские города стали обстреливаться из артиллерии.
Предотвратить конфликт пытались российские политики. Еще в самом начале силовой фазы Кишинев и Тирасполь посетил Александр Руцкой с группой российских депутатов, большие усилия предпринимала российская дипломатия. Но на том этапе молдавские власти могли понять только язык силы.
Еще с суворовских времен так сложилось, что Приднестровье было местом дислокации российских войск. В начале 1990-х годов здесь располагалась 14-я Советская армия. С распадом Союза она должна была перейти под юрисдикцию той республики, на территории которой находилась. Под юрисдикцию Молдовы, которая уже начинала силовые действия против приднестровцев, советские офицеры переходить вряд ли бы согласились. Власти Приднестровья объявлять 14-ю Армию своей тоже не собирались, это была армия, способная одним рывком занять Балканы. Таких планов у приднестровского руководства, конечно, быть не могло. Да и содержать такую структуру маленькой республике было не под силу. В первые месяцы 1992 года создалась парадоксальная ситуация, Армия есть, а ее государства уже нет. Россия, как правопреемница СССР, вынуждена была взять армию под свою юрисдикцию. Так Москва оказалась напрямую втянута в конфликт, который стремительно разворачивался в сотнях километров от ее границ.
У российского командования 14-й Армии был четкий приказ из Москвы – не вмешиваться в молдо-приднестровское противостояние. Это был приказ политика, который, возможно, не совсем понимал, что здесь происходит. Бывшие советские офицеры, ставшие российскими, давали присягу защищать советский народ, они не могли спокойно смотреть как убивают мирных жителей, таких же советских людей, как и они сами. Тем более, что многие из них уже обзавелись семьями в Приднестровье. Этим людям приходилось уходить в отпуск или увольняться из армии, чтобы встать на защиту Приднестровья. Поэтому республика, подвергшись агрессии со стороны прорумынских националистов, очень быстро обрела защитников – грамотных и профессиональных офицеров.
Весной-летом 1992 года эскалация вооруженного конфликта продолжалась. Молдова заручилась негласной поддержкой Румынии: офицеры румынского Генштаба разрабатывали планы военных операций против Приднестровья, Румыния поставляла вооружение Молдове, снайперы-наемники из Румынии или лица, прошедшие там обучение, проникали на молдавские позиции. Конфликт из внутреннего противостояния грозил перерасти в полноценную войну. 19 июня 1992 года молдавские войска вторглись в приднестровский город Бендеры, там началась настоящая резня, за несколько дней погибли сотни мирных жителей. В этот момент командующим 14-й Армии был назначен генерал Александр Лебедь. Он должен был прекратить конфликт. Для этого Лебедю понадобилось две недели дипломатических усилий и один массированный артиллерийский удар по скоплению молдавских войск, готовивших новое наступление на Приднестровье.
Разгром молдавской армии позволил приступить к мирному политическому урегулированию. Россия, в соответствии с двусторонним договором, ввела в регион свои миротворческие войска.
За прошедшие три десятилетия благодаря российскому присутствию на Днестре не произошло ни одного значимого инцидента, который мог бы угрожать региональной безопасности.
Даже два года Специальной военной операции на Украине, во время которой Приднестровье оказалось отрезанным от Большой земли и, казалось, стало беззащитным перед угрозами со стороны Молдовы, Украины, Румынии или НАТО, никак не сказались на устойчивости мира, гарантированного Россией.
И все же опасности есть. Изменения на фронтах СВО, произошедшие во второй половине 2023 года, показали, что Украина, несмотря на всю западную поддержку, обречена. В Молдове осознали, что ждать победы Киева, чтобы получить гарантированный контроль над Приднестровьем, они уже не могут. Сейчас Кишинев контролирует все приднестровские экспортно-импортные операции, но уже через считанные месяцы может так произойти, что россияне окажутся на подступах к Тирасполю и тогда Приднестровье окажется разблокированным с востока.
С 1 января 2024 года Кишинев приступил к экономическому подавлению республики. Руководство Молдовы потребовало от приднестровских предприятий уплаты таможенных сборов. На следующем этапе предполагается обязать приднестровских экономических агентов платить налоги в бюджет Молдовы и ввести в обращение молдавский лей вместо приднестровского рубля. Такое «мирное» экономическое поглощение Приднестровья, как мыслят кишиневские стратеги, может быть возможным, если с безопасности приднестровцев с востока будет угрожать Украина. Слухи о том, что президент Молдовы Майя Санду дала согласие на вторжение ВСУ в Приднестровье, активно распространялись в феврале этого года.
В Тирасполе к текущим вызовам отнеслись серьезно. Власти республики инициировали Съезд депутатов всех уровней. Съезд обратился с воззванием к России, к ООН, к Евросоюзу, к ОБСЕ и к другим региональным акторам с просьбой предотвратить надвигающуюся гуманитарную катастрофу. Международные партнеры пока молчат, зато Москва уже ясно продемонстрировала, что права приднестровцев она намерена защищать. Вопреки воле официального Кишинева в Приднестровье будут открыты избирательные участки для выборов президента России. В республике проживает почти четверть миллиона граждан Российской Федерации, и Москва обеспечила им реализацию их конституционных прав. Для Кишинева и его западных покровителей это ясный сигнал, что попытки ограничить права российских граждан, в том числе тех, кто проживает вдали от российских границ, будут пресекаться всеми доступными для России средствами.
Россия пока не признала Приднестровье, но суверенитет Молдовы над этим регионом поставлен Москвой под вопрос.
Если нажим на приднестровцев усилится, Молдова рискует пойти по пути Украины и молдавское государство ждет распад.
Впрочем, если это произойдет, это будет осознанное решение молдавского руководства. Действующие в Молдове власти явно тяготятся независимостью своей страны. Покончить с приднестровской проблемой, а заодно с молдавской государственностью и уйти в Румынию, – похоже, это для них не худший сценарий.
Игорь Шорников - Директор Института социально-политического и регионального развития, замминистра иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики 2013 - 2016 гг., доцент Финансового университета при Правительстве РФ