Прибалтийские политики не могут попасть в руководство западных структур
Андрей Локтионов
Европейский союз находится на пороге изменений, которые могут стать воистину судьбоносными для этого объединения. Нынешним летом грядут выборы в Европарламент, и политические аналитики прогнозируют немало сюрпризов. В связи с предстоящим событием заметно оживились чиновники из Латвии, Литвы и Эстонии, мечтающие о теплых местах в структуре как Евросоюза, так и НАТО. Хотя этим надеждам вряд ли суждено сбыться.
Как известно, избиратели из 27 стран — членов ЕС будут голосовать с 6 по 9 июня. Одна из главных интриг — удастся ли действующему главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен остаться на занимаемой должности. Политик вполне прозрачно намекнула насчет намерения переизбраться. Но есть также и конкуренты: свой пост, в том числе высший, в ЕК хотят получить польский министр иностранных дел Радослав Сикорский, его латвийский коллега Кришьянис Криньш, глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис и эстонский премьер Кая Каллас.
Несмотря на то, что Каллас утверждала, будто баллотироваться в Европарламент не планирует, поверить этому сложно. Тем более что эстонский премьер на сей счет ничего твердо не обещала, более того — как бы между прочим заметила, что, мол, политика —такой процесс, где все может измениться за считаные недели.
Кроме того, амбиции Каллас вовсе не ограничиваются Еврокомиссией. Она присматривается к более глобальной и могущественной структуре. И ничего не отрицает, в ноябре прошлого года прямо заявив, что отнюдь не против сесть в кресло генерального секретаря НАТО. Причем, как она считает, на это у нее есть все шансы.
Расчет Каллас прост, но, как надеется она сама, в условиях «развитой демократии» вполне может сработать. Ведь на протяжении всего времени существования Североатлантический альянс возглавляли исключительно мужчины. Действующий руководитель Йенс Столтенберг — тринадцатый по счету. И доминирующая сейчас за Западе логика гендерного равенства прямо-таки диктует, что четырнадцатым генсеком непременно должна стать женщина. Тем более такая последовательная в своей антироссийской политике, как Кая.
Отлично осведомленная об этой тенденции Каллас и впрямь проделала огромный объем работы по противодействию «агрессивной России». Прежде всего, вопреки усиливающимся в ЕС сомнениям, она упорно продолжает считать, что конфликт на Украине выгоден объединенной Европе, а потому его необходимо всемерно поддерживать. Каллас также убеждена, что от западных санкций должны страдать не только руководители нашей страны, а все без исключения россияне, поскольку подавляющее их большинство поддерживает Владимира Путина. Каллас называет Россию «последней колониальной державой в мире» и говорит, что русские никогда не страдали от войны. Объявляет, что ее правительство не намерено финансировать получение гражданами Эстонии образования на русском языке, а также ищет способ депортировать тех жителей страны, которые захотят получить российское гражданство.
И хотя эстонский премьер опровергает опубликованное американским медиа Politico утверждение неназванного «крупного европейского чиновника» насчет ее привычки «есть русских на завтрак», но делает она это неубедительно. Зато во всеуслышание заявляет, что не считает выборы в РФ демократическими, а потому ни в одном своем выступлении не называет Владимира Путина президентом России.
Впрочем, не такое поведение заставляет серьезных экспертов пессимистически оценивать перспективы Каллас на попадание в руководство НАТО.
Согласно выводам информагентства Bloomberg, на Западе с опасением относятся к слишком воинственному настрою Каллас (да и других прибалтийских политиков) по отношению к России.
То есть даже для убежденных противников нашей страны вроде ФРГ и США возможная реализация декларируемых прибалтами устремлений — пока еще перебор. Так что единогласная поддержка союзников по Альянсу никакой условной Каллас в настоящий момент не светит.
Надо заметить: что в ЕС, что в НАТО прибалтов вообще стараются держать подальше от центров принятия решений. Например, экс-премьер-министр Литвы Андрюс Кубилис в марте 2019-го с треском провалился на выборах генерального секретаря Совета Европы, несмотря на радикально антироссийскую риторику. «Руку Москвы» он и объявил единственной причиной своего поражения, будучи не в силах придумать ничего более оригинального.
Практически аналогичная судьба постигла и бывшего президента Литвы. Госпожа Грибаускайте изъявляла готовность стать хоть главой Совета ЕС, хоть председателем Еврокомиссии. Однако в Брюсселе сочли нежелательным присутствие в составе руководства в недавнем прошлом научного секретаря Вильнюсской школы КПСС и возможного осведомителя КГБ.
К слову, с биографией у Каи Каллас тоже не все в порядке, так как она дочь коммуниста и крупного советского функционера. К тому же она вынуждена выгораживать мужа, который попался на ведении бизнеса с РФ в самый разгар санкционной войны. По мнению все того же Politico, ссылающегося на некие осведомленные источники, максимум, что будет позволено эстонскому премьеру в новом составе Еврокомиссии, — занять пост верховного представителя по иностранным делам.
Нужно просто понимать, что в такой структуре, как Европейский союз, все сферы деятельности регламентированы предельно жестко. Функционал, раз и навсегда определенный Эстонии, Латвии и Литве, — быть антироссийским форпостом на границе с РФ. Ничего более ответственного Таллину, Риге и Вильнюсу Брюссель поручить не может.