«А разговоров-то было»: размещение немецкого контингента в Литве оказалось на грани срыва
Святослав Князев
Весной этого года должен начаться процесс размещения немецкой бригады на территории Литвы. Первые попытки реализовать данный масштабный военный проект литовских властей показали наличие большого количества сложностей. Немецкие военные не хотят ехать в прибалтийскую республику, а Литва не готова бесплатно размещать их на своей территории.
Летом прошлого года глава Минобороны ФРГ Борис Писториус на пресс-конференции в Вильнюсе заявил о том, что Германия готова перебросить в Литву «мощную бригаду» численностью четыре тысячи военных и разместить ее на постоянной основе. Министр подчеркнул, что для этого необходимо подготовить на месте соответствующую инфраструктуру.
В декабре стало известно о том, что министры обороны двух стран Арвидас Анушаускас и Борис Писториус подписали план действий по развертыванию бригады немецких военнослужащих в Литве. Начаться этот процесс должен весной 2024 года, а в 2027-м подразделение планируется привести в полную боевую готовность. Речь шла о размещении примерно пяти тысяч военных и гражданских лиц — бойцов германской армии, членов их семей и вспомогательного персонала.
«Бундесвер никогда раньше не размещал на постоянной основе столько военных. Это будет новшество. Здесь будет действительно большой контингент», — прокомментировал планы Писториус.
Перспективы появления немецких военных тогда вызвали позитивную реакцию у литовских прозападных политиков. Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что приветствовал бы как можно более быстрое развертывание бригады.
«Как принимающая страна мы должны будем обеспечить наилучшие условия для немецких солдат и членов их семей. У нас будет много домашних заданий, но я не сомневаюсь, что мы их успешно и быстро реализуем», — пообещал Анушаускас.
Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис назвал решение о размещении бригады «историческим».
И вот теперь планы официального Берлина и Вильнюса начали сталкиваться с суровой реальностью.
«Потенциальные новобранцы пока не имеют представления о том, где будут жить их семьи, куда их дети будут ходить в школу и где могут работать их партнеры», — написала недавно Financial Times.
Командование немецкой армии заявило о том, что планирует формировать «литовскую» бригаду из добровольцев. Предварительно соответствующее согласие выразила половина личного состава 122-го бронепехотного батальона. Это и так немного. А когда немецкие военные узнают обо всех условиях переезда, желающих может стать еще меньше.
Представители Минобороны Литвы уже говорят, что не будут давать жилье германским солдатам, а просто создадут им условия для долгосрочной аренды квартир. Причем дома под эти цели еще не построены. Их только предстоит возвести на землях, которые сейчас принадлежат «Литовским железным дорогам».
Проблемы могут возникнуть и с трудоустройством жен и мужей военнослужащих бригады, ведь средняя зарплата в Литве в два раза ниже немецкой. Открытым остается и вопрос с обучением детей. Официальный Вильнюс в последнее время взял курс на полный перевод системы образования на литовский язык. Как и зачем немецким детям учиться на литовском — вопрос философский.
Непонятны перспективы и других оборонных проектов Вильнюса: введение военного налога, строительство бомбоубежищ для жителей всей страны и прочее.
Только 18,6% жителей Литвы согласились бы платить более высокие налоги, чтобы республика могла увеличить финансирование обороны. При этом 31,5% не согласились бы с увеличением фискальной нагрузки, но были бы не против того, чтобы это сделал бизнес. 36% — против повышения налогов и увеличения расходов на оборону в принципе. 13,9% опрошенных не смогли определиться со своим ответом на данный вопрос. Исследование было проведено центром Vilmorus.
Похожие результаты показал и опрос, проведенный Baltijos tyrimai, правда, с несколько иными формулировками в анкете. 54% его участников заявили, что вообще против введения налога на оборону, 16% согласны, если его будет платить только бизнес, 20% не возражают против того, чтобы новый сбор платили как физлица, так и предприятия, а 4% считают, что выплачивать его должны только «физики».
Идею введения нового налога на военные нужды власти республики начали активно обсуждать в прошлом году. По мнению президента страны Гитанаса Науседы, озвученному им незадолго до Нового года, есть все шансы, что парламент проголосует за увеличение фискальной нагрузки на граждан уже в 2024-м. Однако, как мы видим, сами граждане страны совсем не в восторге от такой постановки вопроса.
Тем более что расходы Литвы на оборону и так выросли с 2014 года в шесть раз — с 321,8 миллиона евро в 2014-м до более 2 миллиардов евро в 2023-м. Если десять лет назад они составляли 0,89% ВВП, то по итогам прошлого года — 2,77%.
«Это больше, чем у любого другого члена НАТО», — прокомментировал эту информацию глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис.
Однако литовские военные считают, что им все равно мало. Представители Минобороны утверждают, что им нужно дополнительно еще до 700 млн евро в год, в частности на создание национальной дивизии, введение тотальной воинской повинности и прием немецкой бригады. Видимо, эти средства власти и хотят получить напрямую от своих сограждан вопреки их воле. Причем в военном ведомстве особо подчеркивают, что их не устроит разовый транш — например, за счет заимствований. Деньги должны поступать постоянно.
Еще одна проблема для властей Литвы заключается в том, что сами литовцы не хотят «защищать» свою страну. За прошлый год в республике было выписано 14 тысяч штрафов за уклонение от призыва в армию. Против 450 «уклонистов» были начаты досудебные расследования, а пятеро уже привлечены к уголовной ответственности.
Отдельный повод для заявлений литовских властей — убежища, которые хотят зачем-то построить для всего населения республики. По данным МВД, нужное количество убежищ на случай «военной опасности» оборудовано в 12 из 60 муниципалитетов. Построено 3 310 убежищ — там могут укрыться 912 тысяч человек или 31% населения. Мэр Вильнюса Валдас Бенкунскас недавно возмущался тем, что до сих пор не построено убежище под национальным стадионом. К сожалению, власти Литвы не публикуют данные о том, сколько средств уже потрачено на все эти бессмысленные действия и решения и сколько планируется потратить в ближайшее время.
Пока официальный Вильнюс продолжает свой курс на милитаризацию, экономика страны летит в пропасть. Промышленный спад составил в годовом измерении 3,4%. ВВП республики снизился на 0,3%. Литовские власти пытаются переключить внимание населения с экономических провалов на противостояние вымышленной «российской угрозе», но, как показывает практика, даже имитации на этом «фронте» выглядят достаточно неправдоподобно.