Конституционный суд Латвии одобрил решение Сейма о депортации граждан России, многие из которых родились в Латвии и имели все 32 года независимости законное право проживать у себя дома. Фактически это решение стало началом постепенной депортации по национальному признаку: высшая судебная инстанция разрешила выселять людей по закону, имеющему обратную силу (ранее выданные виды на жительство были бессрочными).
Под действие этого закона подпадают даже пожилые люди, у которых в Латвии живут дети и внуки, являющиеся гражданами республики.
Фактически власти в Риге решили, что семейные связи отныне можно разрывать ради «интересов национальной безопасности» и доминирования латышского языка.
Суд счел, что это не противоречит провозглашенным в Конституции правам на неприкосновенность частной жизни и равенство людей перед законом. Да и в статье 4 четвертого протокола Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека это тоже якобы соответствует... Особенно странно выглядит тезис судебного вердикта о том, что массовой депортации не будет, так как правоохранители станут оценивать опасность каждого выдворяемого индивидуально: в ходе заседаний не раз озвучено, что репрессиям будут подвергнуты свыше 3 тысяч человек.
Сообщение о том, что запущен процесс выдворения первых 985 граждан России, которые не заявились для сдачи очередного экзамена по латышскому языку, было распространено еще до судебных слушаний.
И тут же демонстративно выдворили 82-летнего пенсионера, общественного деятеля Бориса Каткова, у которого в Латвии осталась вся семья.
Каткова на российской границе тепло встретили, обеспечили жильем.
Однако потенциальные товарищи Бориса по несчастью вряд ли могут надеяться на общественное внимание: когда счет депортаций пойдет на сотни и тысячи, они превратятся в рутину.
Министр внутренних дел Латвии Рихард Козловскис (Новое Единство) поспешил заявить, что ожидал постановления Конституционного суда, чтобы продолжать «установленные законом процедуры». «Важно было и то, что мы говорили об индивидуальном подходе. Суд указал, что это не коллективное выдворение», — подчеркнул министр.
Индивидуальный подход выражается не в сборе досье на каждого подозреваемого, а в оценке ответов на вопросы анкеты, которые следовало заполнить каждому соискателю временного вида на жительство вместо аннулированного бессрочного. В процессе заполнения выясняется, чей Крым и правильно ли поступили латвийские власти, объявив войну памятникам советским солдатам-освободителям (а заодно Пушкину и Келдышу). Так, известно, что одной интеллигентной женщине, которая честно ответила на эти вопросы, в выдаче ВНЖ было отказано, невзирая на то, что она ухаживает за мужем-инвалидом, гражданином ЛР. Ей пришло оповещение о том, что до 15 марта ей следует покинуть территорию страны.
Если предыдущие правила иммиграционного законодательства позволяли обладателям ВНЖ находиться вне Латвии хоть 364 дня в году, то теперь к ним задним числом применены правила европейского ВНЖ. А они требуют находиться вне территории ЕС не более 5 месяцев за 5 лет. 82-летняя старушка, которая была за пределами страны 6 месяцев за этот срок, тоже оказалась в очереди на депортацию.
Ситуацию усугубляет то, что в реальные обстоятельства жизни людей латвийские власти вникать не собираются.
Аннулируя ВНЖ, они одновременно закрывают доступ к банковским счетам. Даже имея в собственности квартиру, выезжающий не может ее продать, так как сделки с недвижимостью разрешено проводить только через банковский безналичный расчет.
Перечисление на счет родственника или знакомого автоматически трактуется как налогооблагаемый доход, с которого следует уплатить подоходный налог в размере 23%.
Поскольку подавляющее большинство кандидатов на выдворение прожило в Латвии всю жизнь или даже здесь родилось, в России у этих людей нет ни родственников, ни знакомых, на которых они могли бы опереться.
Наконец, латвийское государство вместе с аннулированием ВНЖ закрывает и доступ к гарантированной медицинской помощи. Даже скорую помощь наказанные жители должны оплачивать из своего кармана. Поэтому правомерно начать учет тех, кто не переживет этого морального удара.
Председатель КС Алдис Лавиньш, зачитывая фразы о «праве государства оценивать риски и реагировать на них, принимая во внимание геополитический контекст», поставил политическую конъюнктуру выше прав человека. Защитники российских граждан намерены защищать их интересы в ЕСПЧ, но надежды на европейскую демократию тают с каждым днем: недавно эта высокая инстанция признала правомерным запрет школьного образования на русском языке даже в частных учебных заведениях.