Несмотря на амбиции стать посредником в дипломатическом урегулировании российско-украинского конфликта, Турция активно поддерживает Украину в военном плане. Причем военно-политическое сотрудничество между Анкарой и Киевом началось еще до начала СВО. В текущих условиях тесного партнерства Анкары с Россией это может вызвать ряд вопросов к турецким коллегам.
Турция одной из первых признала независимость Украины в декабре 1991 года, и с тех пор продолжается наращивание сотрудничества во всех сферах, в том числе и в военной. Серьезный импульс в отношениях между Киевом и Анкарой произошел после 2014 года, когда Украина нуждалась в союзниках, а Турция осталась недовольной новой конфигурацией сил в Черноморском регионе. Анкара выступила в защиту территориальной целостности Украины и не признала «незаконную аннексию полуострова Крым», что способствовало развитию диалога сторон. Так, Украина стала объектом экономической экспансии, удобным рынком сбыта продукции военно-промышленного комплекса и послушным поставщиком необходимого оборудования и комплектующих вооружений.
Для Турции важным является развитие и наращивание потенциала в военной сфере, который придаст Анкаре значительный вес на мировой арене. Силовой фактор политики Турции в Причерноморье заключается в модернизации и количественном росте вооруженных сил страны.
Интенсификация сотрудничества в военно-промышленной сфере между государствами началась еще до специальной военной операции РФ на Украине. В оборонной сфере Турция и Украина расширили взаимодействие благодаря механизмам Комиссии НАТО — Украина и Черноморской рабочей группе военно-морского сотрудничества (BLACKSEAFOR). Также Украина вошла в число учредителей Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), созданной по инициативе Анкары с целью вклада в стабильность в Черноморском регионе.
В сентябре 2021 года был подписан Меморандум о сотрудничестве между Министерством обороны Украины и компанией Bayraktar Savunma по строительству учебно-испытательного центра для обслуживания беспилотников и подготовке персонала. В то же время Турция начала постройку 4 корветов для ВМС Украины, первый из которых был спущен на воду уже в октябре 2022 года.
В ноябре 2021 года был подписан еще один важный документ — соглашение о совместном строительстве по украинской технологии баллистических ракет типа «Зенит-2» и военно-транспортных самолетов Ан-178. Также было передано порядка 24 беспилотников «Байрактар». Более того, 2 февраля 2022 г. Турция и Украина создали зону свободной торговли, что обозначило расширение турецкого проникновения в военно-промышленный комплекс Украины и упрощение способов поставок беспилотников.
После начала СВО сотрудничество усилилось. Помимо того, что увеличились поставки БПЛА, в августе 2022 года было объявлено о начале строительства на Украине фабрики по их производству, а также была достигнута договоренность о сооружении двух центров — исследовательского и передового производства. На усиление указывает также рост экспорта турецких вооружений в 30 раз за первые три месяца 2022 года по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году. Так, Украина потратила на закупку вооружений 59,1 миллиона долларов.
Август 2022 года также был примечателен тем, что Турция поставила Украине 50 бронетранспортеров Kirpi, затем в СМИ обсуждалась возможность дальнейшей поставки до 150 единиц аналогичной техники, которая, по некоторым данным, дошла до получателя. Также Украине были переданы управляемые реактивные системы залпового огня (РСЗО) TRLG-230, около 100 ракет SUNGUR класса «воздух-вохдух», минометы и боеприпасы. Более того, в июле 2023 года было заявление замначальника Главного оперативного управления Генштаба ВСУ об ожидании поступления турецких самоходно-артиллерийских установок Firtina T-155.
Расширение сотрудничества продолжалось и нуждалось в новых документальных обоснованиях, и уже в январе 2023 года вступило в силу межправительственное соглашение Украины и Турции о сотрудничестве в сфере высоких технологий, авиационной и космической отраслях.
В сентябре 2023 г. прошла встреча Зеленского с представителями оружейных компаний, в том числе из Турции. А уже в октябре турецкая оружейная компания Canik поставила Украине более 600 крупнокалиберных пулеметов, которые могут быть объединены с бронетехникой. Затем в начале февраля 2024 г. появилась новость о том, что турецкая компания по производству беспилотных летательных аппаратов рассчитывает за год завершить строительство завода под Киевом, производительность которого составит около 120 единиц в год.
На сегодняшний день отмечается, что Турция участвует на Украине в 262 восстановительных проектах на 9,3 миллиарда долларов на основании меморандума Анкары и Киева о взаимопонимании по восстановлению страны. Особенность этих проектов заключается в том, что они в большинстве своем имеют направленность, связанную с оборонно-промышленным комплексом.
Для Турции развитие отношений в сфере ВПК важно по нескольким причинам.
Во-первых, для Анкары это шанс снизить зависимость от западных технологий и создать новые образцы вооружений.
Во-вторых, оказывая такую поддержку Украине, Турция подает сигнал Западу о своей позиции, в то же время не присоединяясь к официальным санкциям против России.
Однако возникает вопрос, как такой «надежный» партнер России, как Турция, умудряется продолжать военное сотрудничество с Украиной, сохранять «дружеские» отношения с РФ и уходить от обвинений со стороны стран Запада?
Ответ прост.
Для Турции существуют только ее интересы и стратегическое видение развития своего места в мире, и она осознает важность сохранения баланса между всеми ключевыми игроками общемирового процесса.
Турецкое руководство умеет «проходить между Сциллой и Харибдой», однако пространство для маневров сужается и велика вероятность совершить ошибку.