Самой важной политической проблемой, существующей в Республике Молдова, является неурегулированность приднестровского вопроса. И если на протяжении долгого времени между Кишинёвом и Тирасполем сохранялась ситуация «холодного мира», которая устраивала всех крупных и мелких акторов, то в последнее время Кишинёв начал активно эскалировать ситуацию, что может в перспективе перерасти в начало новых боевых действий на берегах Днестра.
Напряженность в отношениях между Кишиневом и Тирасполем нарастает по многим направлениям.
Так, недавно власти в аэропорту Кишинева не пропустили, а затем депортировали возвращавшуюся домой главу Тираспольского городского суда Анну Мамей. В пресс-службе молдавской Пограничной полиции отметили, что ее не пустили из-за паспорта Приднестровья. Это было сделано несмотря на соглашение, подписанное в рамках формата «5+2», согласно которому паспорт ПМР признается в аэропорту Кишинева и приднестровцам не должны чинить препятствия. У Анны Мамей имелись паспорт ПМР и загранпаспорт РФ, которые отобрали, а ее саму депортировали в Россию через Ереван. Такое сейчас может произойти с любым гражданином Приднестровья.
И это на фоне того, что еще не применяется так называемый закон о сепаратизме. По нему в аэропорту могут арестовать любого служащего Приднестровья, даже с молдавским паспортом. Гарантий для жителей левого берега Днестра сейчас нет никаких. Кишинёв продолжает эскалировать ситуацию.
Еще одним шагом стало введение молдавской властью таможенных пошлин для приднестровских предприятий.
Фактически это стало ужесточением экономической блокады Приднестровья.
По информации приднестровских СМИ, из-за блокадных действий Молдовы товарооборот Левобережья снизился на 23%. Все пошло вниз: показатели ввоза в республику сахара ниже в 8 раз, кофе и чая — на 85%. Спад импорта фиксируется по консервам, овощам, мясу, рыбе, по одежде, игрушкам, текстильным изделиям, посуде и прочему. Импорт электрических машин и аудио-, видеоаппаратуры сокращен на 75%, компьютерной техники — на 69%, одежды и обуви — на 65%.
Серьезные проблемы с ведением внешнеэкономической деятельности начали испытывать большинство местных предприятий, в том числе такие крупные, как «Электромаш» и «Молдавкабель». Таможенные платежи в бюджет Приднестровья уменьшились в сравнении с январем 2023 года на 18%. Все это чревато серьезными экономическими последствиями для региона. При этом Кишинев их компенсировать не захочет и не сможет, несмотря на то, что речь идет об экономических потерях обычных людей, тех же граждан Молдовы.
Тем временем переговорный формат «5+2» заморожен. Одной из причин этого молдавская сторона назвала нежелание Украины участвовать в совместных заседаниях с представителями России.
Однако подобный аргумент несостоятелен, ведь, по словам вице-премьера молдавского правительства по реинтеграции Олега Серебряна, встречи в формате «5+2» по Приднестровскому урегулированию де-факто проводятся. Он заявил, что во встречах в формате «1+1», на которых бывают лишь представители Кишинёва и Тирасполя, всегда присутствуют члены делегаций от всех участников формата «5+2», в том числе от Украины. Таким образом, фактически было признано, что причины отступления от ранее согласованного формата носят искусственный и формальный характер и что прекращение полноценных переговоров имеет целью сохранение и эскалацию напряженности.
При этом все чаще озвучиваются мнения о необходимости пересмотра существующего формата переговоров. «Роль Румынии в процессе Приднестровского урегулирования должна возрасти по мере нашей постепенной интеграции в европейское пространство, как и роль Евросоюза», — заявил «Свободной Европе» вице-премьер Олег Серебрян. Его поддержал и экс-глава ЦИК Молдовы Юрий Чокан, возглавляющий филиал Социал-демократической партии Румынии в Молдове: по его мнению, вся проблема процесса заключается в том, что там нет Румынии.
В реальности на сегодняшний день единственными сторонами, выступающими за сохранение формата и его реанимацию, являются Приднестровье и Российская Федерация.
В существующих условиях, когда действующая в Кишиневе власть упорно затягивает страну в Евросоюз и пытается сделать то же самое с Приднестровьем, резко возрастает опасность размораживания вооруженной фазы неурегулированного в политическом плане конфликта.
«Что мы сейчас наблюдаем: саботаж мирных переговоров и экономическую блокаду Приднестровья. Это отвечает интересам Запада, который стремится к эскалации ситуации в Приднестровье и втягиванию Молдовы в украинский конфликт вопреки воле и интересам молдавских граждан. Представители правящей партии PAS неоднократно предлагали меры по "радикальному" решению приднестровской проблемы. Так, в 2022 году один из депутатов от PAS выступил за передачу Приднестровья Украине в обмен на "историческую Бессарабию и Буковину до Черновцов"», — считает политический аналитик Александр Кориненко.
Таким образом, политика кишиневских властей может привести к кровопролитию, которое вызовет соответствующую реакцию со стороны Российской Федерации и приведет к возобновлению и неконтролируемому расширению военных действий.