Латвийская армия попалась на закупках продуктов из России и Беларуси
Лиза Юшкова
В Латвии возник очередной скандал. Как стало известно, Россия и Беларусь поставляли чай и соль армии Латвии. Данный факт показывает, что, несмотря на то, что Латвия — один из лидеров НАТО по доле ВВП, выделяемой на военные нужды, она не может обеспечить армию даже собственными продуктами питания, а закупает их у «вероятных противников», которые, по заявлениям латвийских политиков, «вот-вот нападут на страну».
При этом историю с чаем и солью некоторые эксперты объясняют больше не внешним фактором, а внутренней политической борьбой. Ведь указанные выше товары без проблем проникали не только в армию, но и, к примеру, на латвийское телевидение, которое тоже закупает для себя продовольствие — от овощей и сосисок до молочных продуктов. Руководство телевидения так и не смогло объяснить, почему государственные средства тратятся на оплату еды для его сотрудников, которые исправно получают зарплату и ранее питались в столовой за свой счет.
Российский чай был поставлен еще в январе, но на ТВ от него не отказались, лишь погрозили фирме Lanekss. Теперь пресса пишет, что эта компания «замешана в сомнительных сделках», однако договоры с нею не расторгли ни латвийское телевидение, ни НВС.
Директор департамента электронных закупок Государственного агентства регионального развития (Valsts reģionālās attīstības aģentūra, VRAA) Олег Филипович напомнил, что продовольствие не подпадает под санкции, и сейчас, после этих скандалов, финансово-бюджетная комиссия Сейма начала думать о введении запрета на него. По мнению ее членов, его надо вписать в закон о публичных закупках. Премьер-министр Эвика Силиня считает, что подобные санкции должны быть общеевропейским решением.
Силиня решила использовать ситуацию для достижения собственных политических целей заявив, что «НВС — наша базовая ценность». Таким образом представитель «Нового единства» в очередной раз нанесла удар по коалиционному партнеру, по «прогрессивным», так как попавшийся на скандале с чаем и солью министр обороны Андрис Спрудс представляет именно эту политическую силу. Данное происшествие позволило в очередной раз представить министра и его партию в невыгодном свете.
Член правления партии SUVERĒNĀ VARA (Суверенная власть) Вячеслав Степаненко в одном из своих прямых эфиров отметил, что «скандалы и разоблачения» во власти имеют одного бенефициара: правящую политсилу «Новое единство». И она последовательно нападает именно на «прогрессивных». Ранее целью для атаки стал министр транспорта Каспар Бришкенс, теперь досталось и министру обороны.
В государственных СМИ обоим политикам создают имидж некомпетентных чиновников, однако оставляют на должностях, чтобы не ломать коалицию.
Объясняется это просто: просчеты «прогрессивных» министров подрывают их рейтинги накануне выборов в Европарламент, намеченных на июнь. Согласно социологическим данным SKDS, у «Нового единства» и «прогрессивных» электорат практически совпадает: это довольно молодые и активные жители Латвии при должностях и со своим бизнесом. За «прогрессивных» голосовали преимущественно представители частного бизнеса, за «Новое единство» — чиновники. У тех и других высокий уровень доходов и аналогичный уровень удовлетворенности жизнью и политикой властей.
Нападки на «прогрессивных» правящая партия рассчитывает использовать ради своих политических дивидендов и для достижения этой цели цепляется даже за минимальные поводы.
Вместе с тем серьезные решения в отношении российско-белорусского импорта в страну «Новое единство» все-таки блокирует, объясняя это необходимостью согласования таких вопросов с Брюсселем. Так было с транзитом зерна, так есть с чаем и кофе.
Тотальный запрет импорта считает недопустимым министр сельского хозяйства Арманд Краузе: латвийские животноводы закупают в России не только зерно для комбикормов, но и жмых масличных культур и даже свекловичную мелассу, которую ранее в изобилии поставляли на корм скоту три латвийских сахарных завода. Со вступлением в Евросоюз свои предприятия пришлось закрыть, а рынок «передать» датскому Dansukker, акции которого попали в собственность видного политика Ивара Годманиса.
Доля российско-белорусского импорта в кормовой базе латвийского животноводства составляет, по словам министра, около 40%.
Еще один жизненно важный продукт, о закупках которого умалчивает провластная пресса, — техническая соль, которая на протяжении последних тридцати лет поставляется из Беларуси. Несмотря на заявления о необходимости перехода на каменную крошку для посыпки улиц и тротуаров, соль по-прежнему используют и самоуправления, и государственное предприятие Latvijas ceļu uzturētājs (фирма обслуживания государственных дорог). Поскольку эти закупки раздроблены, их сейчас ведет множество мелких игроков с компаниями, названия которых ничего не скажут обычному читателю. Правила конкурсных закупок никак не оговаривают страну происхождения технической соли, так что можно предположить, что этот товар везут оттуда же, откуда и раньше.
Данные примеры в очередной раз показывают, что, несмотря на всю антироссийскую и антибелорусскую политику и риторику Риги последних лет, на большое количество санкций, введенных в отношении Москвы и Минска, РФ и РБ остаются важнейшими торговыми партнерами Латвии, без которых страна не может решить даже самые простые собственные проблемы.