Политика Политика

Прорыв в сфере образования: у России и Беларуси появятся общие учебники истории

У Беларуси и России будут общие учебники истории для студентов и школьников двух стран. Об этом сообщил посол России в Беларуси Борис Грызлов. По словам дипломата, между союзными странами до сих пор сохраняются разночтения в понимании важных событий в истории СССР и Российской империи. Для разработки новых учебников будет создана совместная комиссия по истории, куда войдут российская межведомственная комиссия по историческому просвещению во главе с Владимиром Мединским и республиканский совет по исторической политике, возглавляемый руководителем Администрации президента Республики Беларусь Игорем Сергеенко.

В 2023 году уже было издано совместное российско-белорусское учебное пособие для вузов «История белорусских земель и белорусской государственности». Это первое учебное пособие по истории, рекомендованное и в России, и в Беларуси. Также в прошлом году увидел свет учебник «История Союзного государства».

Однако это были лишь точечные проекты. Сейчас же речь идет о выработке комплексного подхода к преподаванию истории двух стран.

Слабость гуманитарной составляющей всегда была отличительной чертой белорусско-российской интеграции. Политики двух стран сосредоточены в основном на экономических вопросах, не уделяя гуманитарным аспектам должного внимания. В этой сфере все обычно ограничивались констатацией братского характера двусторонних отношений, а также памятными мероприятиями, посвященными событиям Великой Отечественной войны. В результате такого подхода иногда складывалось впечатление, что ничего, кроме Великой Отечественной войны, Беларусь и Россию не объединяет.

Очевидно, что экономика является важным, но недостаточным основанием для такого объединения, как Союзное государство.

Заявка на столь тесный союз должна быть подкреплена серьезным гуманитарным и историческим нарративом, который бы объяснял, почему Россия и Беларусь идут на тесное сближение.

Часто говорят, что история — это политика, опрокинутая в прошлое. В значительной степени это действительно так, и многим событиям в настоящем пытаются найти обоснование в прошлом, недавнем или далеком. Это придает текущей политике больше основательности и достоверности. И это же превращает историю в поле политических битв.

Союз Беларуси и России действительно имеет глубокие исторические корни, и придумывать здесь ничего не нужно. Белорусы и русские — очень близкие народы, ведущие свою родословную от древней Руси как от общей исторической колыбели. В Российской империи белорусы, великороссы и малороссы считались этнографическими группами триединого русского народа, который сформировался в древнерусский период и не распадался, несмотря на последующее многовековое политическое разделение.

В советский период существовала концепция древнерусской народности как «материнской общности», из которой возникли «братские восточнославянские народы» — белорусы, русские и украинцы.

В постсоветский период, когда Россия, Украина и Беларусь разделились, во главу угла исторической политики было поставлено не то, что объединяет, а скорее наоборот. Начались настойчивые поиски этнографических, языковых и других культурных отличий. В истории стали все чаще обращаться к войнам и конфликтам, которые можно было интерпретировать в духе противостояния трех восточнославянских народов. Считалось, что подобный подход будет способствовать укреплению суверенитета новых независимых государств.

Активно помогал в этом деле и Запад, которому было важно не просто развести три восточнославянские республики в разные стороны, но и столкнуть их лбами.

Конфликт между Россией и Украиной — это конфликт не только политический, но и культурно-исторический. Это столкновение полярных точек зрения на общее прошлое.

В Беларуси подобного конфликтного взгляда на прошлое удалось избежать, хотя и тут основной задачей преподавания истории стало убедить школьников в том, что Беларусь и белорусы как отдельная, национально обособленная общность возникли максимально давно.

В этой связи тема древней Руси и древнерусского наследия в белорусской истории и культуре в школьном курсе серьезно редуцированы. Уже в древнерусском периоде белорусские составители учебников истории пытаются увидеть особую белорусскую национальную субъектность и находят ее в Полоцком княжестве.

Однако основным периодом истории Беларуси становится эпоха Великого княжества Литовского. Именно в рамках ВКЛ, по версии современных белорусских историков, окончательно оформляется белорусская народность, формируются старобелорусский язык и культура, переживающие свой расцвет.

В эпоху Российской империи центральным событием становится формирование белорусского национального движения и борьба за национальное возрождение. При этом существование такого течения белорусской общественно-политической мысли, как западнорусизм, утверждавшей, что белорусы являются самобытной, но неотъемлемой частью большого русского народа, белорусскими учебниками истории игнорируется.

Советский период белорусскими учебниками истории оценивается в целом положительно, поскольку именно в рамках СССР были заложены основы современной белорусской государственности. В этом плане белорусский подход к истории радикально отличается от украинского.

Школьный курс истории Беларуси не формирует неприязненного и враждебного отношения к России, хотя в начале 1990-х гг. попытки внедрить в школы антироссийские нарративы были. В этом плане Беларусь избежала украинского опыта. Но и чувства какой-то особой общности, братства с Россией такой подход к истории тоже не формирует.

Со своей стороны, в России также мало что знают об историческом прошлом Беларуси. Здесь представления об отечественной истории все больше замыкаются на истории Московского государства и его позднейших инкарнаций. Что происходило на исторических русских землях, оказавшихся за пределами Московского царства под властью Литвы и Польши, российские школьники представляют достаточно смутно. Впрочем, и их белорусские коллеги имеют об истории России весьма расплывчатые представления, ведь в Беларуси история РФ преподается исключительно в рамках истории всемирной.

Очевидно, если говорить об общем курсе истории Союзного государства, он должен возвращать в публичный оборот темы Руси, русского наследия, русскости в широком понимании как общего достояния России и Беларуси, на котором базируются и их современные отношения.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
12 февраля
Девять лет назад были подписаны вторые Минские соглашения, так и не выполненные украинской стороной. Более того, в последнее время представители Запада и Киева неоднократно признавались в том, что даже не собирались воплощать достигнутые в Минске договоренности в реальную жизнь. Такой подход предопределил резкое расширение масштабов вооруженного конфликта в Донбассе. Украинское государство утратило реальный суверенитет и превратилось в поставщика живой силы для антироссийских военных авантюр западных стран.
12 февраля
Россия запросила проведение заседания по Украине в Совете Безопасности (СБ) ООН 12 февраля — в годовщину Минских соглашений. Об этом сообщил заместитель постпреда РФ при организации Дмитрий Полянский.
13 февраля
Товарные биржи России и Беларуси обсуждают создание общего биржевого рынка Союзного государства. Данное решение является еще одним шагом к углублению интеграции экономик РФ и РБ. Это будет способствовать росту взаимной торговли и обеспечению равных условий ведения бизнеса для российских и белорусских компаний.
13 февраля
Президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал обеспечить качественное образование в вузах страны. Об этом он заявил на встрече с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования.