«Минск-2»: большая ложь Европы стала хорошим уроком для России
Святослав Князев
Девять лет назад были подписаны вторые Минские соглашения, так и не выполненные украинской стороной. Более того, в последнее время представители Запада и Киева неоднократно признавались в том, что даже не собирались воплощать достигнутые в Минске договоренности в реальную жизнь. Такой подход предопределил резкое расширение масштабов вооруженного конфликта в Донбассе. Украинское государство утратило реальный суверенитет и превратилось в поставщика живой силы для антироссийских военных авантюр западных стран.
В феврале 2014 года в Киеве произошел антиконституционный государственный переворот. Верховная рада без каких-либо законных оснований проголосовала за отставку законного президента Виктора Януковича и сформировала фактически самопровозглашенное правительство из националистически настроенных и прозападных политиков. Те практически сразу попытались отменить закон о региональном статусе русского языка и занялись массовым сносом советских памятников.
Действия новой власти в Киеве вызвали неприятие у жителей Крыма и Донбасса. Регионы оказались охвачены массовыми протестами, которые в Крыму и Севастополе вылились в проведение референдума о возвращении в состав России.
Против несогласного населения Донбасса официальный Киев распорядился отправить свою армию. Весь Интернет облетело видео, на котором бойцы одной из десантно-штурмовых бригад стреляют из автоматов по простым людям, пытающимся заблокировать проезд их БМД.
За протестами последовало провозглашение в Донецке и Луганске независимых народных республик. Жители Донбасса вышли сражаться за свою свободу и нанесли вооруженных силам Украины несколько болезненных поражений — в частности, под Иловайском и под Дебальцево.
5 сентября 2014 года в Минске был подписан «Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию мирного плана». Однако этот документ так и не остановил конфликт. Затем в феврале 2015 года руководители Германии, Франции, Украины и России подписали «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» или второе Минское соглашение. Свои подписи под документом также поставили главы Донецкой и Луганской народных республик.
Комплекс мер включал в себя прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, эффективный мониторинг данных мероприятий, проведение местных выборов по украинским законам, амнистию для участников протестов, обмен заложниками, восстановление социально-экономических связей, включая выплату пенсий жителям Донбасса, передачу Киеву контроля над границей, вывод иностранных вооруженных формирований, предоставление республиканским районам особого статуса.
Таковой статус предполагал языковое самоуправление, назначение местными властями прокуроров и судей, трансграничное торгово-экономическое сотрудничество с Россией без согласования с Киевом, создание местными советами подразделений народной милиции и широкие полномочия для органов самоуправления.
Через пять дней после подписания соглашения были официально поддержаны Советом безопасности ООН.
Нужно сказать, что «Минск-2» стал серьезным шагом Донецка с Луганском навстречу Украине. Республики, которые на практике уже были полностью независимыми, отказывались от фактического суверенитета, получая взамен только призрачные гарантии от официального Киева, и соглашались жить в одной стране с людьми, которые на тот момент уже почти год обстреливали территорию Донбасса.
Тем не менее в Киеве иначе смотрели на документ. «Минск-2» вызвал серьезную критику среди правых и прозападных сил в украинской столице, после чего власти начали саботировать его выполнение.
Огонь несколько раз прекращался, но затем обстрелы территории республик со стороны ВСУ возобновлялись. Как показали дальнейшие события, отводить тяжелые вооружения от линии соприкосновения Украина не собиралась. Проблема возникла и с фиксацией особого статуса республик. Сначала стороны не могли договориться о конфигурации линии соприкосновения, а затем киевские власти и вовсе начали требовать от лидеров Донбасса передать границу с Россией Киеву и провести выборы по украинскому законодательству до предоставления ЛНР и ДНР особого статуса. Кроме того, украинское руководство отказывалось вносить в конституцию страны положения об особых полномочиях «отдельных районов» Донбасса или объявлять реальную амнистию.
Более того, Киев ввел экономическую блокаду ЛДНР. Товары, включая продукты питания, стали поступать в республики с территории Российской Федерации.
Москва неоднократно инициировала переговоры о судьбе Донбасса с участием представителей Запада и официального Киева, однако это не приносило никакого практического результата. Петр Порошенко, а затем и Владимир Зеленский говорили о своей приверженности «Минску-2», но на практике не делали ничего для выполнения своих обязательств. Более того, все это время продолжались обстрелы мирного населения ДНР и ЛНР.
Ситуация начала стремительно накаляться в начале 2022 года. В связи с активизировавшимися обстрелами Донбасса и переброской частей ВСУ к линии соприкосновения власти России официально признали республики, оказали содействие в организации эвакуации их мирного населения, а затем начали специальную военную операцию.
После того как стартовали полномасштабные боевые действия, западные и украинские лидеры перестали скрывать свои намерения последних лет и заговорили о реальном видении «Минска-2».
Экс-канцлер Германии Ангела Меркель в декабре 2022 года в интервью немецкой прессе назвала «Минск-2» «попыткой дать время Украине». Бывший президент Франции Франсуа Олланд подтвердил слова экс-канцлера ФРГ Ангелы Меркель о том, что Минские договоренности были нужны Западу, чтобы Украина усилила свой военный потенциал.
«Заслуга Минских соглашений в том, что они предоставили украинской армии такую возможность», — сказал он в интервью Kyiv Post.
Экс-президент Украины Петр Порошенко в январе 2023 года заявил СМИ, что «Минск-2» дал Киеву «восемь лет для строительства армии, экономики и глобальной проукраинской коалиции».
Владимир Зеленский в феврале 2023 года дал понять, что считал «Минск-2» заранее обреченным на провал.
«Я вскочил на этот поезд, который, честно говоря, уже мчался в пропасть. Под поездом я подразумеваю эти соглашения в целом. Каждая точка в документе представляет собой вагон, и когда начинаешь его разбирать, понимаешь: все устроено так, что одна сторона не может что-то выполнить, а другая сторона замораживает конфликт. Я не увидел в договоренностях желания сохранить независимость Украины», — сказал он.
Но это не мешало Зеленскому ездить на международные саммиты, «просить» Россию помочь ему с выполнением «Минска» и обвинять в срывах договоренностей Москву, Донецк и Луганск.
А Ангела Меркель в апреле 2023-го и вовсе заявила, что Зеленский всегда был противником исполнения Минских договоренностей.
Словом, никто на Западе и в Киеве никогда не думал выполнять «Минск».
Все это было игрой и попытками обвинить Москву в неисполнении того, что украинские власти и Запад не планировали делать сами. Отказ от выполнения Минских соглашений стал финальным этапом уничтожения суверенитета Украины и постановки государства под западный контроль. Украинская государственность теперь находится на грани окончательного исчезновения.
Во что-то подобное коллективный Запад сейчас пытается втянуть и Молдову. Вместо того чтобы выполнять договоренности 1990-х годов и постараться реанимировать планы урегулирования Приднестровского конфликта (вроде Меморандума Козака), официальный Кишинев совершает одну провокацию за другой и даже не задумывается над тем, что идет по той же самой провальной дороге, что и киевский режим.
Мы уже вынесли из Минских соглашений урок о том, насколько можно верить Западу и Киеву. Было бы неплохо, чтобы они стали также уроком для самого Киева и всех подобных властей, пытающихся нарушать договоренности и говорить с людьми с позиции силы.