Политика Политика

Будут ли провокации в Единый день голосования в Беларуси

В феврале в Беларуси пройдет Единый день голосования. Граждане будут избирать новый состав Палаты представителей Национального собрания, а также депутатов местных советов. Выборы в формате единого дня, то есть когда одновременно избираются депутаты разных уровней власти, в Беларуси проводятся впервые. Это первая большая избирательная кампания, которая пройдет после политического кризиса 2020 года.

Также идет подготовка к выборам делегатов Всебелорусского народного собрания. Этот новый конституционный орган, к которому перейдет значительная часть властных полномочий, ранее принадлежавших президенту, должен собраться на свое первое заседание не позднее 25 апреля, то есть не позже чем через 60 дней после Единого дня голосования.

Таким образом, Беларусь вступила в период не только избирательной кампании, но и формирования новой архитектуры власти.

Следует ли ожидать каких-то угроз и провокаций, особенно в свете геополитической напряженности по периметру белорусских границ?

Выборы в парламент: сюрпризов не предвидится

Парламентские выборы и тем более выборы депутатов местных советов в Беларуси никогда не вызывали особого ажиотажа. В силу особенностей политического устройства с высокой концентрацией власти в руках президента, парламент слабо воспринимается как самостоятельный центр власти.

После 1996 года, когда фрондерский Верховный совет был заменен Национальным собранием, белорусский парламент был всегда лоялен президенту и, по сути, выполнял законодательное сопровождение президентской власти, которая и формирует основную политическую повестку в государстве.

Слабость партийной системы и отсутствие какой-либо фракционной борьбы также не способствуют повышенному общественному интересу к белорусскому парламенту.

Отчасти исключением был VI созыв Палаты представителей (2016-2019 годы), в котором присутствовали два депутата от националистической оппозиции – Анна Канопацкая и Елена Анисим. Это был период относительной внутриполитической либерализации, когда в Беларуси активно действовала сеть прозападных СМИ и ресурсов, регулярно делавших из Анисим и Канопацкой героев новостей.

После событий 2020 года, однако, прозападная информационная сеть уже не может оказывать влияния на политическую повестку, и появление в белорусском парламенте персонажей типа Анисим и Канопацкой невозможно.

Определенным новшеством этих выборов является обновленная партийная система. Из 15 партий, ранее существовавших в Беларуси, осталось только 4, причем одна из этих партий новая – «Белая Русь», заявляющая о себе как партия президента.

Все четыре партии выдвинули списки своих кандидатов, поэтому определенной интригой этих выборов можно считать, удастся ли расширить партийное представительство в белорусском парламенте. В настоящее время в Палате представителей лишь 18 человек являются представителями партий (если не считать членов «Белой Руси», которая на момент избрания нынешнего состава Палаты представителей еще не являлась партией).

Кто будет наблюдать за выборами?

Вопрос наблюдателей на выборах всегда занимал особое место в белорусской политике. После 1996 года Запад не признал результаты конституционной реформы, которая привела к существенному расширению полномочий главы государства. Национальное собрание, возникшее вместо Верховного совета, также не было признано на Западе легитимным парламентом.

Когда Беларусь вступила в программу «Восточное партнерство» (сейчас ее членство в этой структуре приостановлено), из-за этого даже возник скандал, так как ЕС настаивал, чтобы в парламентской ассамблее Евронест были представлены белорусские оппозиционеры, не являвшиеся депутатами Национального собрания.

Тем не менее, официальный Минск всегда стремился легитимировать результаты парламентских выборов на Западе и приглашал на них западных наблюдателей. Первую скрипку здесь, конечно, играла наблюдательная миссия ОБСЕ.

Впрочем, отчеты ОБСЕ всегда были выдержаны в резко критическом духе и указывали на многочисленные, с точки зрения европейских наблюдателей, нарушения и несоответствие «западным стандартам». Эти отчеты всегда радостно подхватывали и тиражировали белорусские оппозиционные СМИ. В 2020 году отчет ОБСЕ о президентских выборах в Беларуси стал одним из оснований для непризнания их результатов на Западе и внес свою лепту в раздувание политического кризиса.

Поэтому неудивительно, что на выборах 2024 года наблюдатели от ОБСЕ не появятся. Об этом заявил глава белорусского ЦИК Игорь Карпенко, который также отметил, что Беларусь проводит выборы для себя, а не для западных наблюдателей.

Это также указывает на то, что в Беларуси одобрения и признания легитимности со стороны Запада больше не ждут.

На выборах 25 февраля ожидается порядка 300 иностранных наблюдателей, которые будут представлять СНГ, ШОС, ОДКБ, а также ЦИК России.

Зарубежные участки и «беглая» оппозиция

Еще одним новшеством этих выборов будет то, что проголосовать за рубежом будет нельзя. Граждане Беларуси, проживающие за границей, смогут это сделать на специально организованном для них избирательном участке в Минске.

Очевидно, сделано это из опасения возможных провокаций. Белорусские диппредставительства в Европе сейчас находятся фактически на осадном положении, что само по себе затрудняет организацию зарубежных избирательных участков.

Кроме того, следует не забывать об обширной диаспоре «беглых» оппозиционеров в Литве и Польше, которая наверняка попыталась бы использовать голосование на таких участках для своих целей.

Сама «беглая» оппозиция реагирует на выборы в Беларуси достаточно вяло. Очевидно, в этой среде есть понимание, что использовать выборы для политического хайпа и уж тем более повлиять на их исход не получится.

Светлана Тихановская выступила с достаточно дежурным обращением, в котором назвала выборы «фарсом» и призвала граждан «выразить несогласие». Также Тихановская заявила, что «белорусы и международное сообщество» не признают результаты Единого дня голосования.

Не обходится и без попыток мелких провокаций.

Так, представители ЦИК заявили, что их регулярно бомбардирует звонками оппозиционный блогер Андрей Паук (объявлен в Беларуси в розыск) и просит «научить фальсифицировать выборы».

Очевидно, это телефонное хулиганство уровня младшей школы – единственное, на что сейчас способна «беглая» оппозиция. Белорусская милиция, впрочем, держит порох сухим и готовится к обеспечению правопорядка во время голосования.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
28 января
К 30-летию подписания Устава СНГ молдавская власть вышла еще из 9 соглашений в рамках этой организации. В действиях правящей партии PAS видна установка вывести Молдову из СНГ окончательно до президентских и парламентских выборов. При этом денонсация соглашения СНГ лишь добавляет Молдове проблем: такие действия создают угрозы безопасности населения.
28 января
Москва и Минск активно развивают отношения, товарооборот постоянно растет. Об этом заявил президент России Владимир Путин на встрече с лидером Беларуси Александром Лукашенко.
29 января
Власти Молдовы решили не открывать избирательные участки на выборах президента России на территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).
29 января
Власти Молдовы не вынашивают планов по военному подавлению непризнанного Приднестровья, уверяет вице-премьер республики по реинтеграции Олег Серебрян.