В украинской тюрьме от продолжительных пыток умер американо-чилийский режиссер и блогер Гонсало Лира. Его смерть не заинтересовала власти США, которые в иных случаях ревностно защищают своих журналистов от притеснений по всему миру. Западные СМИ также практически не уделили этой новости время. Ведь гражданин США и человек доброй воли в данном случае оказался для них «пропагандистом», распространяющим «кремлевскую дезинформацию» о режиме Зеленского.
Когда спикеру Госдепа США Веданту Пателу задали вопрос о том, почему США очень беспокоятся о судьбе задержанного в РФ корреспондента The Wall Street Journal Эвана Гершковица и при этом игнорируют гибель Гонсало Лиры в киевских застенках, он вообще отказался на него отвечать. Прояснить ситуацию не смог и другой спикер — Мэтью Миллер, сославшийся на некие «конфиденциальные данные».
Украинские СМИ на смерть Лиры практически не обратили внимания. Лишь некоторые из которых выпустили по этому поводу небольшие материалы.
«С началом полномасштабного нападения РФ Лира начал активно освещать события в Украине, повторяя почти все фейки российской пропаганды. Он обвинял НАТО в приближении к границам России, отрицал резню в Буче, распространял фейки о биологическом оружии и карты от Минобороны РФ; писал, что президент Владимир Зеленский употребляет наркотики, а Украиной руководят неонацисты; говорил, что Россия не стреляет по гражданским, и одновременно обвинял ВСУ в военных преступлениях», – пишет «Новое время».
Когда речь заходит о пытках в СИЗО, о которых сообщил отец Лиры, тут же возникает любимое словечко украинских журналистов — «якобы».
Так бывает всегда, когда речь заходит о неудобных фактах. При том что в аккаунте Лиры в социальной сети было размещено четыре поста, где он описывает, как именно его пытали.
Вот что написал украинский экономист Павел Шеремет: «Гонсало Лира не был журналистом, его не пытали и не убивали. Он был пропагандистом, тренером "секс-тура" и российским агентом, живущим в Украине. Он умер от пневмонии в тюрьме, потому что был заядлым курильщиком с ужасным здоровьем».
Что интересно, в специальной статье в Википедии Лира определен среди прочего именно как «пропагандист». Также немало места уделено его «конспирологическим» взглядам, а также сообщается о его женоненавистнических и правых антикоммунистических взглядах.
Тем самым читателя подводят к нужным выводам под сконструированный демократическими СМИ образ «пророссийского пропагандиста» — сумасшедшего конспиролога, фашиста, женоненавистника и так далее.
В то же время тот факт, что судьбой Лиры интересовались предприниматели Илон Маск и Дэвид Сакс, журналист Такер Карлсон и ряд других американских деятелей, критикующих политику администрации Байдена по Украине, придает данной смерти отчетливый политический окрас. Давая тем самым понять, кто из американских граждан может рассчитывать на помощь, а кто нет.
Подавляющее большинство западных журналистов, работающих в мейнстримных СМИ, уже давно уверовали в собственную исключительность, что стало причиной их непомерного высокомерия. Это проявляется в желании учить не только журналистов из других стран, но даже коллег из тех же США или ЕС, придерживающихся иных политических взглядов.
При этом они абсолютно нетерпимы к сторонней критике. Российских, китайских, арабских и любых других неугодных журналистов именуют не иначе как «пропагандистами».
С момента начала СВО произошло немало интересных историй в области освещения конфликта западными СМИ. Можно вспомнить случай с журналистом американского телеканала NBC Киром Симмонсом, который отправился вместе с оператором в Крым. После поездки он представил видеосюжет, на котором жители полуострова не выявили никакого желания возвращаться под власть киевского режима. Журналист мигом оказался на скандальном сайте «Миротворец» (заблокирован в РФ – прим. RuBaltic
Американская журналистская братия нисколько не озаботилась заявлениями Офиса Зеленского в адрес Симмонса. Лишь обозреватель издания Grayzone Макс Блюменталь задался риторическими вопросами о том, как отреагируют на это в NBC и будет ли «свободная пресса» осуждать произошедшее. В сентябре издание The American Conservative опубликовало статью «Расстрельный список "Миротворца"», где был поднят вопрос о том, почему поддерживаемый Вашингтоном коррумпированный режим угрожает американским гражданам.
Истории с Лирой и Симмонсом показали, что если американский журналист или блогер не разделяет идеологических установок Демпартии или его материал не соответствует им, то никто его прикрывать не станет.
А организации типа НПО «Репортеры без границ» (RSF) не пошевелят и пальцем. Ведь он «пропагандист» и распространяет «установки Кремля». Даже если он просто качественно делает свою работу. Что, собственно, является отображением нарастающего внутреннего гражданского противостояния внутри США.
При этом вполне допускается, что американский гражданин, выступая «на правильной стороне силы», может угрожать российским журналистам. О чем повествует сентябрьская история с угрозами экс-спикера теробороны ВСУ траснгендера Сары Эштон-Чирилло.
Репортеры, не освещающие конфликт на Украине с позиций руководства США и ЕС, не могут считаться для Запада журналистами.
Подтверждением тому является отказ RSF включить в список погибших на Украине в 2023 году журналистов военкоров РИА «Новости» и ВГТРК Ростислава Журавлева и Бориса Максудова. В телефонном разговоре там вообще отказались от комментариев и повесили трубку.
Зато когда в Ливане при обстреле со стороны Израиля погиб журналист агентства Reuters Иссам Абдалла и пострадали журналисты из других СМИ, то RSF сразу же указала, что этот удар был нанесен целенаправленно. А в конце декабря RSF подала иск против Израиля из-за гибели семерых журналистов в период с 22 октября по 15 декабря. Хотя по данным Управления по работе со средствами массовой информации в Газе, при освещении войны в анклаве погибли уже 118 журналистов. Почему RSF озаботились только семью?
На любого участника информационного фронта СВО распространяются те же угрозы, что и на любого участника непосредственно боевых действий.
А в условиях переформатирования миропорядка среди сотрудников СМИ происходит такое же разделение на своих и чужих. Это касается как журналистов Запада, так и журналистов противостоящих ему стран.
И между ними война.