Потемкин перевернулся в гробу: Николаев лишают звания русского города
Святослав Князев
Топонимическая комиссия Николаева предлагает изменить почти треть топонимов в городе. До этого майданная власть уже переименовала более ста местных улиц и проспектов. Пришельцев с Западной Украины не устраивает, что у города «не такая» история — «слишком» русская и «слишком» советская. Но если в истории Николаева у «потомков древних укров» нет ничего своего, то это как раз повод задуматься: а не лишние ли они в этом городе?
Украинские СМИ активно транслируют выступление Александра Трегуба — главы так называемой комиссии по переименованию улиц Николаева. Герой, достойный пера Булгакова, с воистину шариковским энтузиазмом рассказывает в эфире местечкового телеканала «Март» о том, как они с товарищами «душили-душили» — готовили к переименованию неугодные улицы и проспекты.
Под прицелом у борцов за украинскую топонимику почти 260 названий. Если верить киевским ресурсам, кроме того, свыше 120 улиц, проспектов и переулков в Николаеве успели переименовать ранее — с 2014-го по 2022 год.
Итого новые шариковы решили сменить почти половину топонимов (всего их в городе около 800).
Если сразу после «евромайдана» местные бандеровцы воевали преимущественно с революционными названиями, то теперь они подходят к вопросу шире, собираясь не оставить никаких напоминаний о России и Советском Союзе.
А это, учитывая историю города, достаточно тяжело.
Александр Трегуб привел примеры особо ненавистных потомкам древних укров имен.
Среди них, например, создатель Новороссии, сподвижник Екатерины Великой Григорий Потемкин.
Улица его имени, судя по карте, — одна из самых длинных в центральной части Николаева. И это логично. Ведь именно Потемкин принял решение создать на реке Ингул верфь, вокруг которой в дальнейшем строился город. И именно он выбрал для города название в память о взятии русскими войсками турецкой крепости Очаков 17 декабря 1788 года — в день почитания святителя Николая Мирликийского.
21 ноября 1789 года Потемкин обратился к Екатерине II с донесением № 84, где излагалась просьба утвердить за Николаевом статус города. Соответствующее решение императрица приняла в 1790 году. По приглашению Потемкина генеральный план Николаева разрабатывал выдающийся архитектор Иван Старов.
Со времен античности и до прихода Российской империи никаких мало-мальски крупных населенных пунктов на месте современного Николаева (при впадении Ингула в Южный Буг) не существовало.
Потемкин принял решение строить верфь и город практически с нуля. Согласно ряду источников, князь хотел сделать Николаев центром всего Новороссийского края, однако не успел — умер в 1791 году.
Однако отчасти потемкинские замыслы реализованы были. В 1796-м в Николаев перенесли Черноморское адмиралтейское управление. В Крымскую войну в городе находилась главная тыловая база Черноморского флота. С конца XVIII века и вплоть до 1991 года Николаев был важнейшим центром кораблестроения на юге России и СССР. И все это — с легкой руки Потемкина. Конечно, упоминания об этом шариковым необходимо срочно стереть.
Другой объект для ненависти — Пушкин. В честь него еще в XIX веке названа улица, ведущая от моста через реку Ингул. Великий поэт проезжал через Николаев и, согласно одной из версий, останавливался там у знакомых.
Ранее бандеровцы уже сняли в городе мемориальную доску, посвященную Пушкину, теперь добираются и до улицы, названной в его честь. Почему — понятно.
Пушкин — основоположник современного русского литературного языка, того самого языка, на котором всегда говорил Николаев.
Память об этом бандеровцам, конечно, стереть просто необходимо, чтобы превратить население русского города в «суржикомовное» стадо манкуртов.
Следующий кандидат на переименование — улица, названная в честь одного из величайших уроженцев Николаева, вице-адмирала Степана Макарова. Она проходит как раз параллельно Потемкинской улице.
Казалось бы, такими земляками можно только гордиться. Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования арктических ледоколов и радиостанций для управления флотом, один из создателей батометров и бронебойных снарядов. Далеко не каждый город в мире может похвастаться таким уроженцем.
Но слишком много в биографии Макарова «неудобных» моментов.
Адмирал-то русский! И большой патриот России, георгиевский побратим Михаила Скобелева.
К «украинской идее» его никак не привяжешь. Поэтому и хотят новые власти приучить будущие поколения николаевцев к тому, что у них такого земляка просто не было…
Еще один из «врагов», согласно Трегубу, — Герой Советского Союза Виктор Лягин. Выдающийся советский разведчик и один из ярчайших борцов с нацизмом.
Инженер по образованию, в 1938 году он попал на службу в органы НКВД, а год спустя был направлен в служебную командировку в США, где его и застало начало войны.
Согласно информации биографов, Лягин мог продолжать службу в Америке, но сам настоял на том, чтобы его вернули в СССР и отправили на передовую.
Его пожелание выполнили. Лягина направили в Николаев, где он возглавил крупную подпольную организацию — «Николаевский подпольный центр». Бойцы, действовавшие под командованием Лягина, совершили ряд крупных антифашистских диверсий, в том числе одну из самых масштабных в своем роде за годы войны — взрыв немецкого военного аэродрома, во время которого одномоментно было уничтожено от 24 до 27 самолетов.
Подпольщики также истребляли вражеские запасы топлива и оборудование на предприятиях, освобождали пленных, передавали в Москву важнейшую разведывательную информацию.
В марте 1943 года нацисты схватили Лягина. Несмотря на пытки, он не выдал товарищей и был казнен 17 июля 1943-го. Часть его соратников продолжала борьбу вплоть до освобождения города.
Конечно, память о таких людях стоит костью в горле у нынешних украинских власть имущих. Ведь они — идейные наследники гитлеровских полицаев, помогавших нацистам убивать мирных жителей СССР в концлагерях и расстрельных рвах…
Категория топонимов, которые бандеровская «комиссия» хочет лишить имен одним махом, — улицы, названные в честь советских маршалов и генералов.
Особенно выделил шариков-трегуб маршала Василевского. В этом, с точки зрения потомков гитлеровских пособников, также есть своя логика. Начальник советского Генштаба Александр Василевский — один из авторов Днепровско-Карпатской операции, в ходе которой Красная армия освободила Правобережье Днепра. Кроме того, он лично координировал действия 3-го Украинского фронта, освобождавшего от нацистов Николаевскую область.
За годы оккупации немецкие нацисты и их украинские помощники убили почти 75 тысяч жителей Николаевщины. Кроме того, в оккупированной румынами части региона уничтожили 115 тысяч евреев, свезенных из различных городов и сел, оказавшихся под контролем Бухареста. Огромное количество николаевцев было угнано в рабство на территорию Германии.
Но те, кто освобождал Николаев от страшного нацистского режима, по мнению нынешних идейных наследников Гитлера, были не правы и недостойны того, чтобы их именами называли улицы.
Другое дело — гитлеровские палачи и их пособники, украинские националисты. Их память увековечивают в Незалежной повсеместно.