Это Пушкин виноват: за что русофобские режимы Восточной Европы уничтожают память о поэте
Святослав Князев
Прошедший год в странах Восточной Европы отметился остервенелым повышением градуса русофобии. В Прибалтике это вылилось в принятие законов, ущемляющих права русскоязычного меньшинства, выдавливание граждан РФ за пределы республик, уничтожение образования на русском языке. На Украине один за другим вспыхивали громкие «мовные» скандалы, уничтожались книги на «неправильном» языке и запрещалось все, что имеет хоть какое-то отношение к России. Кроме того, во всех этих государствах была объявлена настоящая война Александру Пушкину. Похоже, русский классик стал заложником тотальной информационно-психологической кампании, развернутой ради уничтожения исторической памяти местных жителей.
2023 год прошел сразу в нескольких восточноевропейских странах под знаком борьбы с памятью об Александре Пушкине. Перечень мемориальных «сражений» впечатляет.
Под самый Новый год, в декабре 2022-го, украинские националисты снесли памятник великому поэту в городе, некогда ставшем одним из ключевых центров «Русской весны» — в Краматорске. Объяснено это было тем, что место освобождается для «новых героев».
В Киеве, в микрорайоне Шулявка, в начале года самый большой на Украине монумент Пушкину изрисовали краской и почему-то написали на нем «Палач». Эта акция ярко продемонстрировала, насколько глубоки проблемы со знанием истории у жителей Незалежной.
Чуть позже украинские телеграм-каналы сообщили о том, что Офис Владимира Зеленского подготовил непубличный перечень памятников, подлежащих сносу на Украине. В монументальном стоп-листе была и фамилия Пушкина.
Судя по дальнейшим событиям, история с тайным списком оказалась очень похожа на правду.
В Запорожье демонтировали бюст Пушкина, который находился на территории местной школы №76, носившей ранее имя поэта. В Харькове закрасили мурал с портретом великого литератора на стене кафе «Львовские круассаны». Полтавский горсовет принял официальное решение о сносе статуи Пушкину в городе, а затем и воплотил его в жизнь.
Весной памятник Пушкину в соответствии с решением местных властей снесли в Риге. Как заявила зампред рижской Думы Линда Озола, поэт является «символом российского империализма». Городские депутаты усмотрели в монументе элемент «мягкой силы» Кремля.
С фасада Харьковского драмтеатра убрали фамилию Пушкина и упоминание о том, что это был театр русской драмы. В Киеве парк его имени переименовали в честь Ивана Багряного — литератора, тесно сотрудничавшего с коллаборационистскими структурами в годы Великой Отечественной войны. Снесли памятник в Лубнах. В харьковском метро на станции «Пушкинская» закрасили таблички со стихами великого поэта.
Даже в находящемся на самой линии соприкосновения Херсоне украинская оккупационная администрация нашла время на то, чтобы переименовать местный сквер Пушкина в Фонтанный.
Затем «монументальная война» вышла на новый уровень. Украинское правительство удалило из госреестра недвижимых памятников культурного наследия национального значения памятники Пушкину в Житомире, Харькове, Одессе и на Берестейском проспекте в Киеве. Сразу после этого монумент в столице был снесен.
Нужно сказать, что эта демонстративная акция вызвала возмущение у многих пользователей соцсетей. Снос памятника, представлявшего значительную художественную ценность, киевляне называли «позорищем» и спрашивали, чем можно заменить монумент великому русскому литератору.
«В Киеве, по меткому определению главы фракции слабоумного, но вороватого идиота Кличко Белоцерковца, снесены памятники "палачам украинского народа":
— Ватутину,
— Пушкину,
— Чкалову.
Тупое быдло, настолько тупое, что на его фоне даже ослы смотрятся Спинозами», — прокомментировал действия киевского режима украинский блогер Анатолий Шарий.
В Литве Вильнюсский городской совет принял решение переименовать Литературный музей Александра Пушкина в музей-усадьбу Маркучяй.
В этом здании в свое время жил сын поэта Григорий с семьей. Они с женой привезли в усадьбу предметы интерьера, которыми в свое время пользовался великий литератор, вошедшие в дальнейшем в экспозицию музея. И хотя заведение культуры, посвященное Пушкину, было открыто властями Литовской ССР, даже у нацистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны не поднялась на него рука. Новые политические элиты Литвы оказались куда «идейнее»…
Помимо Украины и стран Прибалтики, к памяти о Пушкине начали понемногу «возникать претензии» и в Молдове. Там кандидат в мэры Кишинева от прозападной Молдавской национальной партии предложил переименовать улицу Пушкина в честь британской принцессы и последней румынской королевы Марии Эдинбургской. Была даже создана соответствующая петиция в Интернете.
МНП — далеко не самая влиятельная политическая сила в Молдове, однако она прекрасно может справиться с отработкой «повесточки» в рамках пресловутого «Окна Овертона». Учитывая то, как совпали по времени нападки на Пушкина в различных государствах Восточной Европы, происходящее вряд ли стоит считать случайностью.
Любопытно, что в Соединенных Штатах и странах Западной Европы стоят сразу несколько памятников Пушкину, но там они никого совершенно не смущают.
Почему же полностью подконтрольные Вашингтону и Брюсселю восточноевропейские режимы ведут себя по-другому?
Возможно, дело в том, что современные республики Прибалтики, Украина и Молдова столетиями были тесно связаны с общероссийским культурным процессом. Россия принесла на все эти земли не только экономическое, но и культурное процветание. И творчество Пушкина, как и множества других представителей высокого искусства, стало общим духовным достоянием не только для русских, но и для латышей, эстонцев, литовцев, молдаван и тем более для тех, кого сегодня называют украинцами (предки которых в третьем-четвертом поколение идентифицировали себя исключительно как русские).
Такое общее культурное наследие при определенных обстоятельствах вполне может стать «точкой сбора» для потомков тех, кто вместе жил и развивался в составе Российской империи и Советского Союза. И это — страшный сон коллективного Запада. Поэтому он отчаянно пытается стереть историческую реальность Восточной Европы и навязать ей виртуальную матрицу, не имеющую ничего общего с ее реальным прошлым. А памятники Пушкину и улицы, названные его именем, это слишком важные якоря, способные вытащить правду из-под напластований дикой лжи. Поэтому им и объявили войну.