О приходе Рождества в Латвии напоминают снова подорожавшие в сравнении с прошлым годом елочные базары, назойливые заявления о скидках и музыкальный фон, универсальный для всего «золотого миллиарда». Только песня Jingle Bells переведена на латышский: Zvaniņš skan. Мол, колокольчик звонит, кто-то едет! Только с этим «кем-то» вышла неувязка: поскольку Дед Мороз выброшен национально озабоченной публикой на помойку как деятель «агрессивной» культуры, а Санта-Клаус здесь не прописался, с ориентацией местного двойника (Salavecis, Морозный дед) возникла нехорошая пауза. Быстро сляпать из него легенду не получилось, так что кому писать письма и просить подарки — решительно непонятно.
К тому же выпавший в начале декабря пушистый снег, за вывоз которого с городских улиц Рижская дума умудрилась заплатить два миллиона евро, при том что сугробы не сильно похудели, тотально растаял. И «Белое/Светлое Рождество» выглядит серым. Это ничего: зато счета за отопление будут меньше.
Вместе с исчезнувшим снегом обнаружились новые выбоины на асфальте, требующие от водителей виртуозного мастерства, дабы хоть немного сохранить подвески автомобилей. Шоферы автобусов ямы не объезжают, поэтому ощущения пассажиров приближают их к прежним «благословенным» временам: буржуазная Латвия за 20 лет так и не смогла восстановить построенные Российской империей дороги, пострадавшие во время Первой мировой.
История повторяется: проложенные Советским Союзом шоссе отремонтировать не удается уже более 30 лет. В то же время появляющиеся новинки вызывают смешанные чувства.
Достижением 2023 года стала объездная дорога вокруг Кекавы, которую почти 10 лет лоббировал нынешний министр сообщения Каспар Бришкенс. Лоббировал не зря: из более чем 17 километров трассы построено с нуля только 4 километра — остальное идет по следам проклятых «оккупантов». А стоимость проекта, которую специалисты считали запредельной даже в начале обсуждения (тогда «частно-государственное партнерство» просило 100 млн евро), в конце концов увеличилась в несколько раз.
В течение 20 лет подрядчики будут ежегодно получать от государства 12,53 млн евро без НДС, при нынешней ставке налога нужно накинуть еще 2,63 млн в год и прибавить к общей сумме 52,6 млн. Таким образом, цена 17-километровой дороги составит порядка 300 млн евро или 17,6 млн евро за километр.
Латвийцы в свое время друг другу плешь проели по поводу «золотого» Южного моста, который величали самым дорогим в мире из-за того, что благодаря кредитным процентам изначальные затраты в размере 89 млн разбухли до 250 млн. А тут никакой паники, только гордость и ликование за то, что «частно-государственный подрядчик» закончил работу вовремя.
Правда, нашлись злые языки, съязвившие по поводу другого дорожного чуда — сданного перед праздником очередного отрезка Восточной магистрали через Ригу. «Кирсис: Путин — 2,8:800», — написали злопыхатели ввиду того, что судьбоносное для рижского мэра событие совпало со сдачей скоростной трассы от Москвы до Казани. Километры на табло: у кого суп жидкий, а у кого жемчуг мелкий...
Предновогодние выступления «лидеров мнений» проникнуты тревогой за судьбу Украины и всей остальной Европы.
Политолог Юргис Лиепниекс пытался получить какой-то прогноз у регионального пиарщика НАТО Яниса Сартса, но тот сослался на то, что военные планы засекречены, а волновать население ни к чему.
«Но население и так волнуется», — возразил Лиепниекс.
А Сартс (его, кстати, прочили в президенты Латвии) посоветовал населению съездить в окрестности базы НАТО в Адажи и убедиться, как там красиво и богато.
«Если конфликт случится на территории балтийских стран, его исход определится в первые дни», — обнадежил он. И мечтательно добавил: возможно, до копания окопов дело не дойдет, ведь глубина территории, мол, невелика. Бравые соколы НАТО всех победят в воздухе, а морские котики — на акватории. А там и немцы подоспеют. Но это неточно.
Мастер политических расследований Лато Лапса считает, что волноваться о военных сценариях вообще бессмысленно.
В конце концов, дважды в истории независимость Латвии упала с неба, и если в очередной раз не удастся ее удержать даже в виде симулякра, невелика печаль. Лапса готовит новую книгу с разоблачениями лиц на самом верху — тех, кто в свое время отдал приказ возбудить против него уголовное дело с обысками и «маски-шоу».
Веря в демократию и справедливость, он предрекает реальные сроки паре фигурантов этой грязной истории. И весьма иронично отзывается о спецслужбах, которые даже заказ выполнить не могут, а сидят на поводке «группы гиен». Вот кто реальная «пятая колонна» — враги Латвии, пролезшие во власть: жадные, глупые и грызущиеся между собой.
«Линдерман, может быть, влияет на умы каких-то людей, но на политику страны он не влияет. То, что спецслужбы инспирируют уголовные дела против таких вольнодумцев, — попытка отвлечь внимание от истинных злодеев», — уверен Лапса.
Рождество давненько утратило в Европе религиозный характер, превратившись для лютеран в обычный семейный праздник.
Тем, кто помнит о священной сути господних заповедей, претит «толерантность» отцов церкви. Поэтому самый многолюдный храм в Риге — латышская православная Церковь Вознесения с ангельски-прекрасным детским хором. Ее восстановил на собственные средства отец латвийской советской потребительской кооперации и спаситель Рижского молочного комбината Ивар Страутиньш. Другой латыш, Гунтис Равис, вернул величие православному Рижскому Христорождественскому собору и недавно построил новую Троицкую церковь в Юрмале. И такие поступки напоминают о библейской мудрости: по делам их узнаете их.
С Рождеством!