Блокада, вербовка, теракты: западные соседи стремятся к свержению власти в Беларуси
Всеволод Шимов
Стабильно напряженной остается ситуация на границе Беларуси с Польшей, Литвой и Латвией, которые под надуманными предлогами блокируют погранпереходы, что приводит к гигантским пробкам из грузовиков и экономическим потерям для Минска. Но это только часть плана по дестабилизации обстановки в республике: западные спецслужбы занимаются активной вербовкой выехавших в сопредельные страны белорусов. Более того, официальные Вильнюс и Варшава готовят из членов беглой белорусской оппозиции вооруженные отряды для совершения терактов на территории Беларуси.
Западные соседи максимально ужесточили пограничный режим и заблокировали значительную часть пунктов пропуска. На белорусско-польской границе остались два КПП из шести (один — пассажирский, один — грузовой), на белорусско-литовской — четыре из шести, и Вильнюс рассматривает возможность закрытия еще двух, на белорусско-латвийской — один из двух. Результатом этих действий стало значительное увеличение очередей на границе, усугубляемое тем, что погранслужбы сопредельных с Беларусью стран намеренно замедляют процедуры оформления въезжающего транспорта.
Делается все это под предлогом защиты от угроз, якобы исходящих из Беларуси.
Официальный Минск обвиняют в организации трафика мигрантов с Ближнего Востока после того, как республика вышла из соглашения с ЕС о реадмиссии и отказалась принимать нелегалов, попадающих в Евросоюз с ее территории.
Под предлогом защиты от идущих из Беларуси беженцев Польша и Литва начали возводить на границе заграждения, из-за которых страдают экосистема и животные. В частности, это стало проблемой в Беловежской пуще: из-за возведенных поляками «баррикад» с колючей проволокой уже отмечается гибель зубров.
В Польше и странах Прибалтики нагнетают информационную истерию не только в связи с трафиком нелегалов. Гораздо большей опасностью, по их мнению, является то, что Минск является союзником Москвы, а значит, с территории республики может начаться российская «агрессия» против восточного фланга НАТО. Нарратив о Беларуси как о стране, де-факто оккупированной Россией, стал общим местом в информационном пространстве ее западных соседей.
Естественно, все это разжигание страстей происходит с определенным умыслом.
Педалируя эту тему, Польша и республики Прибалтики рассчитывают добиться увеличения финансирования своих военных расходов со стороны ЕС. Так, Варшава уже объявила о создании 10-тысячной военной группировки в восточных воеводствах, граничащих с Беларусью.
Роль «форпоста против угроз с Востока» давно стала той специфической нишей, которую Польша, Литва, Латвия и Эстония занимают в рамках коллективного Запада. Таким образом они пытаются повысить свою значимость в глазах «старших товарищей».
Не менее важна и финансово-экономическая составляющая. Польша является крупнейшим получателем европейских субсидий, и необходимость столь значительных вливаний приходится постоянно обосновывать. «Угроза с востока» — чем не повод? Не менее актуально это для Литвы и Латвии, которые в угоду евроинтеграции уничтожили значительную часть собственного экономического потенциала и теперь критически зависят от Брюсселя.
Жертвами разгорающейся «охоты на ведьм» становятся и многие граждане Беларуси, уехавшие в соседние страны после событий 2020 года. В первую очередь это касается Литвы, где, по оценкам, сейчас постоянно проживает порядка 60 тысяч белорусов.
Если Польша относится к прибывшим достаточно благосклонно, видя в белорусах потенциальных поляков, подлежащих достаточно быстрой и легкой ассимиляции, то в Прибалтике к ним принципиально иное отношение. Литва — маленькое и весьма ксенофобское государство, а литовцы — балтский этнос, резко противопоставленный славянскому окружению и воспринимающий наплыв славян как угрозу своему национальному бытию.
Поэтому белорусская диаспора подвергается здесь нарастающему прессингу. В литовском Сейме обсуждают необходимость ужесточения визового режима для приезжих. Широкой практикой стали аннулирования видов на жительство и депортации. Обычно такие меры применяются в отношении тех, кто служил в армии Беларуси и других силовых структурах или работал в атомной энергетике (особая нелюбовь Вильнюса к БелАЭС хорошо известна).
По словам главы литовского Департамента государственной безопасности (ДГБ) Дарюса Яунишкиса, большинство проживающих в Литве белорусов — именно экономические, а не политические эмигранты. При этом многие из них ездят в Беларусь и обратно, что, по мнению силовика, «без сомнения, создает белорусским спецслужбам определенные возможности для вербовки, оказания влияния, сбора информации о процессах, происходящих в Литве».
В Беларуси на постоянные выпады со стороны западных соседей реагируют двояко.
С одной стороны, Минск все время напоминает, что не он является инициатором конфронтации, и призывает к восстановлению прагматичных добрососедских отношений. В этой связи в Беларуси возлагали определенные надежды на результаты выборов в польский Сейм и формирование правящей коалиции во главе с Дональдом Туском. Впрочем, надежды эти оказались беспочвенными, и новое правительство уже дало понять, что оставит курс своих предшественников без принципиальных изменений.
Беларусь также продлила действие безвизового режима для граждан Польши, Литвы и Латвии. Это является асимметричным ответом на политику соседей, постоянно закручивающих гайки на границе. Этим шагом Минск подчеркивает, что не заинтересован в конфронтации и перекладывает ответственность за нее на Варшаву, Вильнюс и Ригу. Кроме того, таким образом Беларусь, очевидно, рассчитывает заручиться поддержкой общественного мнения в сопредельных странах.
В то же время Минск не может игнорировать и объективные угрозы, исходящие с Запада.
Если в Литве любят говорить об опасности инфильтрации в местную белорусскую диаспору агентов КГБ, то верно и обратное. Проживающие в Литве и Польше белорусы становятся объектами вербовки со стороны западных спецслужб с целью осуществления диверсий и дестабилизации обстановки в Беларуси и на территории Союзного государства в целом.
Об этих угрозах недавно говорил глава КГБ Беларуси Иван Тертель. По его словам, «на территории Польши в настоящее время семь так называемых хоругвей готовятся к терактам и захвату объектов на белорусской территории. Наиболее агрессивная хоругвь тренируется в Белостоке на улице кардинала Вышинского, 6а. Ей руководит наш гражданин Асадулаев 1991 года рождения, который когда-то обучался в Военной академии и убежал за границу. Он прячется под псевдонимом "Шляхтич". Это одна из наиболее агрессивных структур».
Недавняя диверсия в Северомуйском туннеле БАМа, осуществленная гражданином Беларуси по заданию из Литвы, говорит о том, что эта угроза отнюдь не иллюзорная, и к ней следует относиться со всей серьезностью.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН