Самоубийство в кредит: Латвия сможет угрожать российскому судоходству на Балтике
Андрей Локтионов
Страны Прибалтики продолжают усиленно вооружаться, запугивая свое население «российской угрозой». Правда, похоже, Литва больше, чем на своих военных, надеется на солдат бундесвера, готовясь разместить их у себя. Эстония десятками закупает американские ракетные системы залпового огня и беспилотники-камикадзе. А вот Латвия вдруг озаботилась защитой своего морского побережья. Или все-таки чем-то другим?
О своем желании купить береговые ракетные противокорабельные комплексы Латвия заговорила еще летом 2022 года. Тамошнее Министерство обороны получило сразу несколько предложений от потенциальных поставщиков, но в итоге вполне предсказуемо остановилось на продукции совместного производства американской корпорации Raytheon Technologies и норвежской компании Kongsberg Defence & Aerospace.
В декабре того же года появились подтверждения того, что окончательный выбор сделан в пользу БРПК NSM CDS (Naval Strike Missile Coastal Defense System). После этого оставалось лишь получить одобрение на сделку от Госдепа США, которое последовало в мае 2023-го. Тогда же была озвучена и стоимость контракта — 110 миллионов долларов, которую через некоторое время скорректировали в сторону уменьшения на пять миллионов.
Но даже после этого Латвия ни за что не изыскала бы требуемые якобы на оборону средства без посторонней помощи.
На выручку пришли американцы, которые согласились выдать несостоятельному покупателю кредит в размере 70% от названной суммы с условием, что латвийцы поднатужатся и все-таки оплатят оставшиеся 30%.
На днях министр обороны Латвии Андрис Спрудс и посол США Кристофер Робинс с удовлетворением объявили о завершении всех необходимых бюрократических процедур. Как условлено, поставки начнут осуществлять с 2027 года. Пакет будет включать тактические, телеметрические и учебные ракеты, мобильные операционные платформы к ним, интеграционное оборудование, запчасти, а также спецоборудование для работы с боеприпасами.
Хотя американо-норвежский БРПК и не является каким-то «вундерваффе», но все же представляет собой довольно-таки опасное оружие.
NSM — высокоточная ракета пятого поколения класса «земля — земля», низколетящая, способная огибать ландшафт, при подлете к цели вдобавок выполняя противозенитные маневры и ставя радиоэлектронные помехи, что усложняет ее перехват средствами ПВО. Развивает скорость в 0,9 числа Маха (от 858 до 1103 км/ч), оснащена 120-килограммовой боеголовкой в титановом корпусе. Расчетная дальность поражения надводных и наземных целей — до 185 километров. По некоторым данным, при полете на большой высоте без маневрирования NSM может пролететь и до 550 километров.
Что ж, можно констатировать, что натовский военно-промышленный комплекс расширил географию сбыта: до Латвии аналогичные береговые системы, кроме самих США и Норвегии, только в Европе приобрели Польша, Румыния, Великобритания и Германия. Причем поляки якобы уже ведут переговоры о закупке новой крупной партии БРПК с ракетами NSM более чем на 720 млн долларов.
Но кроме получения сугубо коммерческой выгоды, Североатлантический альянс, вооружая Латвию этими комплексами, воплощает в реальность концепцию Балтики как «внутреннего моря НАТО».
И сделку по NSM CDS имеет смысл увязывать с недавним заявлением Министерства обороны Эстонии о намерении останавливать и досматривать суда за пределами территориальных вод республики. Нет сомнения, что Латвия с Литвой охотно подписались бы под готовящимся законопроектом. Вот только, как в известной пословице, бодливой корове Бог рогов не дает: пока осуществлять это решительное намерение элементарно нечем.
К слову, как бы смешно это ни выглядело, латвийские ВМС можно считать наиболее могучими среди военных флотов трех прибалтийских лимитрофов. По состоянию на 2020 год республика располагала двумя кораблями управления, минным заградителем, гидрографическим кораблем, пятью минными тральщиками и 11 патрульными катерами. Это явно не те средства, чтобы перехватывать морские паромы, особенно если те идут в сопровождении военных кораблей.
Надо заметить, «старшим братьям» по НАТО вообще приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы слабость «братьев меньших» не выглядела столь вопиюще. Допустим, перманентно организовывать визиты боевых кораблей в порт Клайпеды — последний по времени заход германских, польских и голландских судов имел место в начале декабря. Каждый раз местные СМИ верноподданнически захлебываются от восторга, но глубоко в душе литовские, латвийские и эстонские амбициозные политики, конечно, понимают всю ущербность такого «эрзаца» для собственного имиджа.
Американцы, как это у них водится, охотно продали бы прибалтам что-нибудь из своего военно-морского старья.
Но мало того, что опять понадобится раскошеливаться на кредит, так еще и содержать потом корветы с фрегатами придется самим же. Ибо ни литовская, ни эстонская, ни латвийская экономика в силу их заведомой хилости соответствующие затраты никак не потянут.
Да и вообще полноценные ВМС — слишком жирно для расходного материала, коим для США априори являются прибалтийские военные, сухопутные, воздушные или морские — неважно, какие именно — силы. Вот и придумали рачительные янки оснастить своих сателлитов таким относительно дешевым оружием, как БРПК.
Важно и то, что, в отличие от надводных кораблей и даже субмарин, куда менее габаритные по сравнению с ними ракетные комплексы весьма удобны для осуществления возможных провокаций — допустим, в отношении «калининградского транзита».
Удобны не меньше, чем эстоно-латвийско-литовские правители, которые готовы буквально на все в стремлении выслужиться перед хозяевами. Жертвуют ведь они сотни миллионов евро не собственным стремительно беднеющим гражданам, а вооруженным силам Украины, отправляя туда же тонны вооружений (правда, тут, похоже, возможности иссякают: последний транш от Литвы состоял лишь из полевого снаряжения и сухпайков.)
Так что не стоит недооценивать прибалтийское безумство. Инстинкт самосохранения что в Таллине, что в Риге, что в Вильнюсе давно уже потерян, и Вашингтон при первом же удобном случае без колебаний отведет прибалтам роль очередных сакральных жертв. Сразу после украинцев.