«Они же нас в войну втягивают»: к чему ведет русофобская политика Майи Санду
Максим Камеррер
Парламент Молдовы одобрил предложенный Майей Санду проект Стратегии национальной безопасности, в котором Россия прямым текстом названа враждебным государством. Более того, оттуда убран пункт о закрепленном в Конституции нейтральном статусе республики. Насколько велик риск втягивания Молдовы в вооруженное столкновение с РФ? Что дает Кишиневу сотрудничество с Вашингтоном? Когда и чем закончится конфликт на Украине? На эти и другие вопросы в интервью RuBaltic.Ru ответил экс-депутат парламента Молдовы, последний председатель КГБ МССР и первый министр национальной безопасности Молдовы Анатолий ПЛУГАРУ.
— Каким образом происходящее на Украине влияет на процессы в Республике Молдова?
— Я не знаю почему до наших руководителей не доходит, что с Россией лучше не ссориться. Я не понимаю, почему наши политические элиты до сих пор не додумались до резкого изменения внешнеполитического вектора в сторону Москвы. Да, с США надо дружить, несомненно — это сегодня сильнейшее государство в мире. Можно дружить с американцами, но ни в коем случае не против России! Почему мы должны быть против России, зачем нам быть против России? И другой вопрос: а что Молдова имеет от этой дружбы Майи Санду с Джо Байденом? И что Молдова «выиграла» от того, что поссорилась с Россией?
Россия возвращает себе статус великой державы, а НАТО, так же, как и Байден становится, как выражаются киношники, уходящей натурой.
И это выгодно нам всем! Почему? Да потому, что я, например, не вижу, что мы будем делать без России. Что дают США — можно назвать конкретную выгоду, что дала не лично президентше, а молдавскому народу дружба Санду с Байденом? Вот, например, только от повышения цен на газ, Молдова потеряла сотни миллионов долларов, которые молдавские избиратели были вынуждены достать из своих карманов. А потери будут еще расти и расти.
Так зачем нам такая дружба с американцами? Если говорить о восстановлении промышленности, сельского хозяйства, экономики в целом, об обеспечении обороноспособности, территориальной целостности и безопасности, то назовите эту выгоду! Может, вернулся миллион уехавших из страны молдаван? Вы видите какие-то другие позитивы, успехи в здравоохранении или в экологии?
Да ни хрена Молдова не получила от дружбы Санду с США! Разумеется, с кем-то в этом мире надо дружить. Таким странам как мы, нельзя без серьезных союзников и это проблема всех маленьких стран. Я не против дружбы с американцами, но позвольте поинтересоваться, что конкретно моя страна будет от этого иметь! Защита от бредового предположения, что когда-то Россия на нас нападет? Но не дай Бог, чтобы они защитили нас так, как защитили Украину! Сегодня каждый молдаванин, который не идиот, задает себе вопрос: «А что дало Молдове правление Майи Санду? Что еще от нее можно ожидать?»
— Насколько велики риски втягивания Молдовы в вооруженное противостояние России и Украины и в чем они заключаются?
— Резкое улучшение отношений с Россией — это острая необходимость для Молдовы. Надо менять внешнеполитический вектор и переходить от враждебных Москве действий к хотя бы нейтральному поведению. Я думаю, что в молдавском обществе уже постепенно зреет понимание того, что эту власть надо менять.
Режим Санду — это самая тупая власть, которую молдаване имели когда-либо в своей истории. Они же нас в войну втягивают, по большому счету.
Мы практически уже стали законной целью для Вооруженных сил Российской Федерации. Помните заявление парламента о том, что Украина — жертва, а Россия — агрессор. Это фактически переход нашего государства на сторону Украины и тех, кто объединился против России. То же самое отражено и в новой Стратегии национальной безопасности Молдовы. Что это такое?
И вы думаете, что Маркулештский аэродром, к примеру, не станет военной целью? Станет! Точно так же, как и здания правительства и администрации президента. Я бы даже назвал это invitație la ocupație — приглашение оккупировать нас. Санду фактически развязывает руки российским вооруженным силам, чтобы они пришли сюда. И я вас вновь предупреждаю — с международно-правовой точки зрения это будет законное действие. Ты выступила против России, ты проводишь здесь «невинные» мероприятия с НАТО, ты проводишь разные антироссийские саммиты.
Россия прекрасно понимает, что с нашей стороны НАТО свободно проникает на Украину.
В самой РФ Владимир Путин имеет очень серьезное значение как сдерживающий фактор. Но там есть немалые силы, которые думают намного резче и агрессивнее и, если они придут к власти, то я не знаю, что с нами будет.
— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития ситуации в регионе? Сколько продлятся военные действия, чем все закончится?
— В ближайший год-два силы, которые сегодня командуют филиалами правительства США в Европе, сойдут с политической сцены — никто не хочет умирать, никто не хочет наложить на свою страну риск российского удара. Появление таких государственных деятелей как Виктор Орбан в Венгрии, Роберт Фицо в Словакии, Герт Вилдерс в Нидерландах — это очевидная тенденция, что они заменят «макронов» и прочих кретинов, которые на самом деле защищают не свои национальные интересы, а интересы американского капитала.
Во всех европейских странах существует тенденция прихода к власти, не купленных агентов влияния, а своих националистов — националистов в хорошем смысле этого слова.
Я не думаю, что дело дойдет до прямого столкновения с НАТО, но ничего исключить не могу. Вижу, как серьезно вооружается Польша. Для чего? Они хорошо знают, что Россия просто так на них не нападет — значит их заставляют.
Румыния также перевооружается. Я, вообще, не понимаю — они что, не довольны итогами Второй мировой войны? После того, что румынам подарили абсолютно без оснований Трансильванию, после того, что им подарили нашу Западную Молдову? За что? В «благодарность» за тысячи погибших красноармейцев? За полмиллиона жителей Бессарабии, которых тоже лишили жизни румыны и немцы?
Я не знаю кто первый на очереди — Польша или Румыния.
Наверное, все-таки Румыния потому, что ее нейтрализация выгодна и России, и Венгрии. При первом же случае от Румынии отколется прилегающая к Венгрии часть — Трансильвания. Там достаточно сильны провенгерские настроения. И если Румыния, при соответствующих обстоятельствах откажется убрать НАТО со своей территории, то с ней поступят точно так же, как румыны поступили с нами в 1918 году — ликвидировали Молдавскую демократическую республику и просто оккупировали территорию между Прутом и Днестром. Следующей станет Западная Молдова и румынское государство в третий раз окажется без большей части своей территории.
Румыния — это, вообще, уникальный случай государства, которое получало новые территории, проиграв войну. Повезет ли ей в очередной раз — не знаю, сомневаюсь. Но, похоже, что в Бухаресте это не понимают и новый король Михай, который отдаст России маршала Антонеску, сохранив страну, на румынском горизонте не наблюдается.
Но со своим немцем пусть румыны разберутся сами. Вот что нам делать со своей молдаванкой с двумя паспортами?
Ответ очень простой — бери с Орбана пример! Для того, чтобы вернуть потерянные ранее земли (после Трианона в августе 1920 года и по итогам Второй мировой войны в августе 1945-го) этот выдающийся венгр дружит и с Россией, и с Китаем, и с Турцией и, не сомневаюсь, он своего добьется. В результате и экономика Венгрии процветает. Ты же своей дружбой с Зеленским, за которым уже закрепилось прозвище «могильщика Украины», вместе с главным пособником взаимоистребления славян в этой стране угробишь и нашу республику, и государство, которое выдало тебе второй паспорт.
Продолжение следует...