«Принять нельзя послать»: в Брюсселе решается будущее Украины и Евросоюза
Святослав Князев
Сегодня в Брюсселе начинается саммит стран — членов Евросоюза, на который официальный Киев возлагает большие надежды. В ноябре Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о членстве Украины в ЕС. Данный шаг имел колоссальную роль для имиджевой поддержки киевского режима, который в последнее время не может похвастаться победами ни в политике, ни в экономике, ни в дипломатии, ни на поле боя, а рейтинг Владимира Зеленского стремительно падает. Поэтому предстоящие два дня во многом будут судьбоносными как для него самого, так и для Украины в целом.
8 ноября Еврокомиссия (ЕК) рекомендовала Совету Евросоюза начать переговоры с Боснией и Герцеговиной, Молдовой и Украиной о приеме в сообщество. Эта новость на время взбодрила прозападную часть населения Незалежной, которая уже начала было впадать в депрессию из-за провала «многообещающего контрнаступа». Однако на фоне последовавших в дальнейшем из Европы известий украинцы снова приуныли.
Экс-глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер незадолго до этого заявил, что Украина не готова к членству в ЕС из-за тотальной коррупции.
«Нельзя давать ложные обещания людям на Украине, находящимся по горло в беде. Меня крайне возмущают некоторые голоса в Европе, которые пытаются заставить украинцев поверить, что они могут стать членами ЕС немедленно. Это не пойдет на пользу ни ЕС, ни Украине…», — сказал он.
После же того, как решение ЕК стало достоянием общественности, скептические комментарии посыпались словно из рога изобилия.
«Украина не выполнила условия для переговоров с Евросоюзом... Мы должны согласиться с предварительным утверждением Юнкера, что Украина абсолютно коррумпирована и не созрела для членства в ЕС», — отметил глава администрации премьер-министра Венгрии Гергей Гуйяш.
Критически оценили рекомендации Еврокомиссии и СМИ Германии. Die Welt написала, что это решение порождает на Украине больше надежды, которые, скорее всего, не оправдаются. Издание рекомендовало заменить полноправное членство чем-то вроде таможенного союза.
Журналисты телеканала ARD напомнили об украинской коррупции и задались вопросом, сколько может стоить восстановление страны после завершения боевых действий и во сколько могут обойтись субсидии на ее сельское хозяйство.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что Украина во всех смыслах не готова к переговорам о членстве в ЕС.
Особенно его возмутил тот факт, что Евросоюз запустил процедуру создания фонда на 50 млрд евро для выдачи Киеву грантов и кредитов на восстановление в 2024–2027 годах. В Будапеште сообщили, что могут согласиться поддержать данную программу только в обмен на «разморозку» средств, которые были ранее заблокированы Брюсселем по причине несоответствия Венгрии «стандартам демократии».
На фоне этих заявлений глава Евросовета Шарль Мишель объявил, что ожидает сложных дебатов, но не считает будущее вступление Украины в ЕС заранее провальным делом.
После этого Орбан написал Мишелю письмо, в котором призвал вообще не выносить на повестку дня вопрос о макрофинансовой помощи киевскому режиму и переговорах о членстве в Евросоюзе.
Венгерский премьер раскритиковал рекомендацию Еврокомиссии, называя ее концом политики ЕС по расширению как объективного инструмента, базирующегося на ценностях.
По его мнению, рассмотрение украинского «кейса» приведет к провалу и контрпродуктивно скажется на состоянии европейского единства.
Вслед за этим убедить Орбана изменить свою позицию попытался президент Франции Эммануэль Макрон, но его миссия провалилась. После их встречи премьер Венгрии заявил изданию Le Point, что Евросоюз не может принять Украину в свои ряды, и снова назвал ее одной из самых коррумпированных стран мира.
Не смягчило официальный Будапешт даже принятие Верховной радой законопроекта, частично возвращающего языковые права национальным меньшинствам из числа «европейцев». Госсекретарь МИД Тамаш Менцер отметил, что венграм не вернули даже те права, которые у них были в 2015 году.
Плохие для киевского режима новости вскоре прилетели из Берлина.
Хотя канцлер Олаф Шольц и сказал, что Германия собирается «еще сильнее» помогать Украине, генеральный инспектор Бундесвера Карстен Бройер пообещал поставить ВСУ в общей сложности только 200 тысяч снарядов, чего хватит совсем ненадолго.
Наслушавшись пессимистических мнений, украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба публично заявил в Брюсселе, что готов даже «попрыгать» и «станцевать» ради членства в ЕС. Видимо, он думал оригинально пошутить, но прозвучали эти слова откровенно унизительно для Украины и ее народа.
После этого уже скорбным тоном Кулеба сказал, что отказ начать переговоры о членстве Украины в ЕС будет иметь разрушительные последствия. Для кого и какие именно, он уточнять не стал. Однако его обещания не впечатлили Европу.
Вслед за Венгрией негативно оценило поползновения Киева руководство Словакии.
«Если Украина хочет стать членом Евросоюза, ей нужно сделать еще много шагов и пройти очень длинный путь. Время, когда страны могли попасть в ЕС чисто по политическому решению, давно прошло. Теперь и Украине нужно соответствовать всем критериям, как это было, например, в случае со Словакией», — заявил глава комиссии по внешним отношениям парламента Словакии Мариан Кэри.
Позже словацкий премьер Роберт Фицо пообещал, что не будет специально блокировать вопрос о переговорах с Киевом, но отметил, что Украина к членству в ЕС совершенно не готова.
Украинский МИД попытался пойти ва-банк и провел беседу с венгерскими коллегами. Однако этот «кавалерийский наскок» так ни к чему и не привел. Во внешнеполитическом ведомстве Венгрии ответили, что Еврокомиссия «практически не представляет, какое влияние окажет членство Украины в ЕС на все сообщество».
Вслед за Венгрией и Словакией негативно отозвались о перспективах Украины власти Австрии.
Федеральный канцлер Карл Нехаммер заявил, что Украина не должна пользоваться привилегиями по сравнению с другими кандидатами.
Масла в огонь подлил Institut der deutschen Wirtschaft. Согласно его исследованию, обнародованному на днях, членство Украины обойдется ЕС в сумму от 130 до 190 млрд евро сразу. Туда будет поступать 17% от общего бюджета Евросоюза. На фоне того, что даже население состоятельной Германии в последнее время было вынуждено «затянуть пояса», выводы Института прозвучали просто обескураживающе.
В связи с этим никого уже, наверное, не удивили результаты соцопроса, проведено среди жителей Евросоюза YouGov и Datapraxis. Они показали, что в принципе против расширения ЕС выступают 37% респондентов, а за — 35%. Причем самая низкая поддержка идеи «пополнения рядов» (27–29%) наблюдается в странах Западной Европы, являющихся экономическими донорами Союза — в Германии, Франции, Австрии и Дании. Зато дотационные восточные государства не против приглашения новичков. Например, в Румынии сторонников политики «открытых дверей» насчитывается 51%.
В последний момент в Еврокомиссии, судя по всему, даже попытались «подкупить» Венгрию предложением «разморозить» для нее 10 млрд евро. Однако в Будапеште рассматривать данную идею на стали, и Брюссель в гневе отозвал свое предложение.
Пресс-секретарь венгерского премьера Берталан Хаваши сообщил, что Будапешт готов предложить Украине вместо членства в ЕС стратегическое партнерство, но в Киеве уже говорили ранее, что их такого рода предложения не устраивают.
В итоге накануне саммита анонимный еврочиновник оценил в разговоре с журналистами перспективы начала переговоров о членстве Украины в ЕС не более, чем в 20–30%.
Учитывая тот факт, что США до сих пор не подали киевскому режиму никаких обнадеживающих сигналов относительно начала реализации новой программы финансовой поддержки, если Брюссель нанесет по Украине двойной удар, отказав в деньгах и перспективе членства, команду Владимира Зеленского могут ожидать очень плохие времена. Предстоящие два дня в любом случае будут крайне занимательными. Наблюдаем.