«Народ недоволен, милорд!»: на Украине сбоит главный рупор пропаганды Зеленского
Николай Ульянов
Крайне тяжелая ситуация на фронте, провал мобилизации, перебои с западными поставками оружия делают положение киевского режима все более шатким. К тому же растет недоверие украинцев к телемарафону «Единые новости» — главному рупору пропаганды Офиса президента. В окружении Владимира Зеленского понимают, что для собственного выживания необходимо отыскать новый метод зомбирования населения, поэтому судорожно пытаются найти альтернативу неработающему больше телевидению.
На Украину пришла зима и подморозила не только улицы, но и западную военную помощь. Такая «погода» сказывается и на настроениях украинцев. Агентство Bloomberg пишет: «Яростная метель в выходные отключила электричество тысячам людей на юге Украины, а температура на востоке, где идут ожесточенные бои, опустилась ниже нуля. Опросы общественного мнения свидетельствуют о появлении трещин и снижении рейтинга доверия к Зеленскому».
Там же указывается, что чувство уныния охватывает страну, а потеря Авдеевки его только усилит. Люди из окружения президента утверждают, что усталость распространяется на сердца и умы, а значит, «необходимо развеять обеспокоенность утомленной общественности по поводу того, что будет дальше».
Украинская журналистка Диана Панченко пишет: «Год назад все были уверены, что скоро вернут Крым. Что Россия на грани развала. В Украину хлынут сотни миллиардов инвестиций на восстановление… Когда я говорила, что это не совсем так, улыбались и пересказывали мне планы каких-то генералов... Сегодня те же люди уже предполагают, что Украину склоняют к компромиссу. Будет заморозка».
В таких условиях команда Зеленского стремится любыми способами перебить негатив. Правда, соцопросы показывают падение рейтинга даже такого проверенного инструмента пропаганды, как телемарафон «Единые новости».
«Хотя телемарафон сохраняет положительный баланс доверия-недоверия, но при этом с 69% до 48% стало меньше тех, кто ему доверяет (зато с 12% до 39% стало больше тех, кто ему не доверяет)», — сообщается на сайте Киевского международного института социологии (КМИС).
Безусловно, КМИС по определению не может рисовать картину в минорных тонах и пытается приукрасить действительность. Добавил «зрады» и экс-министр культуры Александр Ткаченко, который еще в апреле сообщил о снижении трафика многих медиаресурсов, задействованных в «Единых новостях».
В опубликованном в конце октября исследовании USAID-Internews «Украинские медиа, отношение и доверие в 2023 году» указано, что о телемарафоне осведомлены 80% украинцев, но ежедневно его смотрят лишь 23%. Те же 23% включают канал не более трех раз в неделю, а 45% либо никогда его не смотрели, либо перестали это делать.
В то же время кураторы киевского режима призывали подопечных отойти от данного формата и предоставить жителям Украины возможность самим выбирать, какие новости смотреть и где.
Мол, и во время конфликта Киеву следует соблюдать «приличия». Об этом рассказала посол ФРГ на Украине Анка Фельдгаузен. При этом она, конечно же, поддержала закрытие каналов, которые назвала «российскими». Абсурдные заявления подобного рода на Западе стали обыденностью и могут удивить только совсем уж наивных людей, считающих, что там априори придерживаются норм демократии.
В конце октября украинское издание «Страна» со ссылкой на собственный источник опубликовало новость, что в окружении Зеленского рассматривают возможность отмены телемарафона и предоставления с января 2024 года телевизионщикам права на самостоятельное вещание, как это было до СВО.
«Контроль не ослабят, за каждым каналом будут наблюдать. Чтобы не было условных ток-шоу, где с утра до ночи поливают грязью президента и его команду, как это было раньше. Новости разбавят сериалами и более "лайтовыми" развлекательными передачами», — сообщил источник.
В этом и заключается главная причина, по которой на Банковой так боятся отменить телемарафон, — Офис президента потеряет монополию на пиар Зеленского.
Ведь согласно данным украинского издания «Детектор медиа», эфирное время в «Единых новостях» распределено таким образом, чтобы представители «Слуг народа» имели подавляющее преимущество. Так, «слуги» получают 68%, «За майбутне» — 10%, «Батькивщина» — 6%, внефракционные — 6%, «Голос» — 4%, «Евросолидарность» — 4%, «Довира» — 2%.
Ничего удивительного, что позже команда Зеленского все же решила не выпускать из рук свой главный инструмент пропаганды.
В начале ноября советник главы Офиса президента Михаил Подоляк сообщил, что нет никакого смысла отменять «Единые новости», поскольку в стране полный плюрализм в доступе к информации и возможности ее обсуждения. Конечно же, что-либо обсуждать можно исключительно в узких рамках, которые задают на Банковой. Шаг влево, шаг вправо — и ты либо российский агент, либо распространяешь «российские нарративы».
Что же касается этих самых «российских нарративов», то все главные ведомства киевского режима, отвечающие за «информационную безопасность» украинцев, уже давно мечтают прикрыть мессенджер Telegram.
Секретарь СНБО Алексей Данилов считает, что тот является источником распространения крамольных мыслей без какого-либо контроля.
В одном из своих интервью глава Минцифры Украины Михаил Федоров назвал самые безопасные соцсети, которыми должны пользоваться украинцы. По его словам, наиболее безопасный — это WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской — прим. RuBaltic.Ru). А по уровню качества шифрования министр назвал «топовым» мессенджер Signal. Telegram и российские сервисы он старался задвинуть подальше. Почему — объяснять не нужно.
Ткаченко не просто так озаботился этим вопросом, так как еще в конце августа украинский Институт будущего опубликовал информацию о том, что именно Telegram доверяет большинство украинцев — 56%. Второе место заняли интернет-СМИ, третье — новости от родных, друзей и коллег, четвертое — YouTube, и лишь на пятом месте оказалось телевидение с показателем в 18%.
Министр заявил о необходимости «определенного регулирования» этой сферы. Так как на подконтрольной Киеву территории могут работать исключительно западные медиаплатформы, соцсети и СМИ, то проблем с «регулированием» обычно не возникает. Но вот незадача — Telegram на это не идет.
Недавно наступление на инсайдерские телеграм-каналы начал и Данилов. Он заявил о необходимости их деанонимизации, создающей риски в условиях СВО, а также указал на необходимость противодействовать психологическим операциям России.
А все потому, что киевский режим не может на них влиять, а те, в свою очередь, бьют по рейтингу Зеленского.
Учитывая крайне сложную ситуацию на фронте, а также уменьшение объемов западной помощи, Офису президента жизненно важно контролировать умонастроения украинцев и распространять нужные нарративы. И в этой ситуации популярность Telegram становится реальной проблемой. Ведь именно там показывают всю лживость киевского режима, пекущегося вовсе не о жителях страны, а исключительно о своем выживании.