Политика Политика

Позитивные тенденции или нерешенные проблемы: что преобладает в Союзном государстве

В этот день 24 года назад Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Договор о создании Союзного государства. С тех пор в деле интеграции России и Беларуси было сделано немало, но в то же время остается достаточное количество препятствий на пути восстановления некогда разорванных связей. Во многом Москва и Минск по-разному смотрят на многие детали данного проекта. Так чего же больше — позитивных тенденций или нерешенных проблем?

Союзное государство является самой громкой и амбициозной заявкой на реинтеграцию стран постсоветского пространства, но появилось оно не на пустом месте. Его созданию предшествовало несколько лет подготовительной работы: в 1996 году было образовано Сообщество России и Беларуси, а в 1997-м — Союз двух стран. Сама формулировка «Союзное государство» предполагает очень высокую степень взаимного сближения участников с делегированием части суверенитета наднациональным структурам.

На сегодняшний день между Россией и Беларусью прозрачная граница, а граждане обоих государств обладают равными правами на территории друг друга.

Страны неторопливо, но уверенно продвигаются по пути унификации законодательства в различных сферах.

Так, в этом году Москва и Минск договорились о взаимном признании штрафов за нарушение правил дорожного движения и запустили совместную систему страхования «синяя карта», которая пришла на смену ушедшей из-за санкций международной «зеленой карте». Со следующего года должен заработать «союзный шенген» — соглашение о взаимном признании виз, которое позволит гражданам третьих стран свободно перемещаться по территории Союзного государства.

Беларусь активно участвует в российских программах импортозамещения. На эти цели Москва выделила Минску кредит в размере 105 млрд рублей. Традиционно крепким остается сотрудничество двух стран в военной сфере.

В кооперации с Россией Беларусь развивает новую для себя отрасль — атомную энергетику. В этом году в строй был введен второй энергоблок БелАЭС, построенной «Росатомом». Но в республике не собираются останавливаться на достигнутом и обсуждают возможность строительства еще двух реакторов.

Следует отметить, что важными стимулами для развития Союзного государства стали конфронтация с коллективным Западом и введенные против России и Беларуси санкции. Ничто не объединяет так хорошо, как общий враг.

Стало очевидным, что в условиях жесткого внешнеполитического прессинга Минску попросту не выжить без кооперации с Москвой, ведь Беларусь лишилась значительной части своего торгового оборота с ЕС. Между тем до 2020 года республика рассчитывала привести свою внешнюю торговлю к формуле 30:30:30, где на Россию, страны Евросоюза и «государства дальней дуги» приходится по 30% соответственно. События последних трех лет показали утопичность этих планов и, более того, серьезную опасность, которую таит для Минска подобная диверсификация.

К тому же Беларуси обрубили ее традиционные экспортные маршруты, которые пролегали через порты Литвы и Латвии. Новая логистика белорусского грузооборота оказалась полностью замкнута на Россию.

Именно кооперация в рамках Союзного государства позволила Минску компенсировать потери, понесенные в результате западных санкций, и пережить сложный переходный период достаточно безболезненно, так что большинство населения даже не почувствовало, что в повседневной жизни что-то принципиально изменилось. Вопреки прогнозам некоторых экспертов, давление Запада вовсе не стало катастрофой для экономики Беларуси и не привело к краху «режима Лукашенко».

Очевидно, что без тесного взаимодействия с Россией столь впечатляющий запас прочности был бы невозможен.

Москва, со своей стороны, имеет в лице Беларуси ближайшего союзника и надежный геополитический плацдарм на западном направлении, которое сегодня является основным источником вызовов и угроз. Наличие «белорусского балкона» существенно ослабляет восточный фланг НАТО, создавая для Альянса невыгодную геополитическую конфигурацию в регионе Балтийского моря.

Благодаря Беларуси существует столь беспокоящий страны Запада «сувалкский коридор» — узкая горловина между Польшей и Прибалтикой, которая может быть легко перерезана. Для Калининградской области Беларусь играет роль стратегического тыла, без которого положение российского эксклава было бы намного более сложным.

Таким образом, между Москвой и Минском сформировалась целая сеть взаимных зависимостей, услуг и обязательств, которая закладывает надежный фундамент для интеграции в рамках Союзного государства.

Вместе с тем в белорусско-российских отношениях сохраняется и немало неразрешенных противоречий, которые копились годами.

Прежде всего нельзя не отметить, что результат союзного строительства спустя без малого четверть века оказался значительно скромнее того, что предполагал Договор о создании Союзного государства, подразумевавший создание полноценной системы наднациональных органов, глубокую унификацию законодательства и введение единой валюты.

К сожалению, в институциональном плане Союзное государство по-прежнему остается очень слабым образованием и значительно уступает тому же Евросоюзу, с которым обычно принято сравнивать все постсоветские интеграционные проекты. Многие вопросы решаются буквально в ручном режиме, на основании непосредственных договоренностей между двумя президентами. Без их вмешательства некоторые проблемы годами оказываются подвешенными в воздухе.

Между странами по-прежнему сохраняется много различных административных препон, обусловленных разницей в законодательстве. Сохраняются такие анахронизмы, как межгосударственный тариф в пассажирском железнодорожном сообщении, который привязан к швейцарскому франку и существенно удорожает пассажирские перевозки между Россией и Беларусью. Притчей во языцех стала эпопея с отменой роуминга между двумя странами, договоренность о которой была достигнута еще в 2017 году. Воз и ныне там.

Все еще хромает информационная и идеологическая составляющая Союзного государства, которое очень слабо представлено в публичном пространстве.

Это, в частности, недавно был вынужден признать заместитель председателя Совета Федерации РФ Константин Косачев.

Самой же главной проблемой остается то, что по-прежнему отсутствует стратегическое видение того, какое Союзное государство в итоге необходимо построить. Приближающийся 25-летний юбилей интеграционного проекта представляется прекрасным поводом для обсуждения этого давно назревшего вопроса.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
6 декабря 2023
Сын и дочь российского бизнесмена Романа Абрамовича имеют литовское гражданство.
6 декабря 2023
Организаторы российско-белорусского патриотического культурно-образовательного проекта «Поезд Памяти» получили письменное подтверждение готовности участия в нём в 2024 году от шести стран.
7 декабря 2023
Сегодня Россия, которая является одним из крупнейших поставщиков голубого топлива в мире, перестраивает свою логистику и переориентируется на новые рынки. Беларусь собирается вложить средства и технологии в программу по газификации регионов РФ и активизировала сотрудничество с российскими государственными корпорациями. Кроме того, республика намерена принять участие в проекте по строительству завода СПГ в Мурманске, а также связанного с ним газопровода Волхов — Мурманск.
7 декабря 2023
Сейму Литвы необходимо обсудить поправки в закон о гражданстве после того, как выяснилось, что двое детей российского бизнесмена Романа Абрамовича имеют литовские паспорта.