Позитивные тенденции или нерешенные проблемы: что преобладает в Союзном государстве
Всеволод Шимов
В этот день 24 года назад Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Договор о создании Союзного государства. С тех пор в деле интеграции России и Беларуси было сделано немало, но в то же время остается достаточное количество препятствий на пути восстановления некогда разорванных связей. Во многом Москва и Минск по-разному смотрят на многие детали данного проекта. Так чего же больше — позитивных тенденций или нерешенных проблем?
Союзное государство является самой громкой и амбициозной заявкой на реинтеграцию стран постсоветского пространства, но появилось оно не на пустом месте. Его созданию предшествовало несколько лет подготовительной работы: в 1996 году было образовано Сообщество России и Беларуси, а в 1997-м — Союз двух стран. Сама формулировка «Союзное государство» предполагает очень высокую степень взаимного сближения участников с делегированием части суверенитета наднациональным структурам.
На сегодняшний день между Россией и Беларусью прозрачная граница, а граждане обоих государств обладают равными правами на территории друг друга.
Страны неторопливо, но уверенно продвигаются по пути унификации законодательства в различных сферах.
Так, в этом году Москва и Минск договорились о взаимном признании штрафов за нарушение правил дорожного движения и запустили совместную систему страхования «синяя карта», которая пришла на смену ушедшей из-за санкций международной «зеленой карте». Со следующего года должен заработать «союзный шенген» — соглашение о взаимном признании виз, которое позволит гражданам третьих стран свободно перемещаться по территории Союзного государства.
Беларусь активно участвует в российских программах импортозамещения. На эти цели Москва выделила Минску кредит в размере 105 млрд рублей. Традиционно крепким остается сотрудничество двух стран в военной сфере.
В кооперации с Россией Беларусь развивает новую для себя отрасль — атомную энергетику. В этом году в строй был введен второй энергоблок БелАЭС, построенной «Росатомом». Но в республике не собираются останавливаться на достигнутом и обсуждают возможность строительства еще двух реакторов.
Следует отметить, что важными стимулами для развития Союзного государства стали конфронтация с коллективным Западом и введенные против России и Беларуси санкции. Ничто не объединяет так хорошо, как общий враг.
Стало очевидным, что в условиях жесткого внешнеполитического прессинга Минску попросту не выжить без кооперации с Москвой, ведь Беларусь лишилась значительной части своего торгового оборота с ЕС. Между тем до 2020 года республика рассчитывала привести свою внешнюю торговлю к формуле 30:30:30, где на Россию, страны Евросоюза и «государства дальней дуги» приходится по 30% соответственно. События последних трех лет показали утопичность этих планов и, более того, серьезную опасность, которую таит для Минска подобная диверсификация.
К тому же Беларуси обрубили ее традиционные экспортные маршруты, которые пролегали через порты Литвы и Латвии. Новая логистика белорусского грузооборота оказалась полностью замкнута на Россию.
Именно кооперация в рамках Союзного государства позволила Минску компенсировать потери, понесенные в результате западных санкций, и пережить сложный переходный период достаточно безболезненно, так что большинство населения даже не почувствовало, что в повседневной жизни что-то принципиально изменилось. Вопреки прогнозам некоторых экспертов, давление Запада вовсе не стало катастрофой для экономики Беларуси и не привело к краху «режима Лукашенко».
Очевидно, что без тесного взаимодействия с Россией столь впечатляющий запас прочности был бы невозможен.
Москва, со своей стороны, имеет в лице Беларуси ближайшего союзника и надежный геополитический плацдарм на западном направлении, которое сегодня является основным источником вызовов и угроз. Наличие «белорусского балкона» существенно ослабляет восточный фланг НАТО, создавая для Альянса невыгодную геополитическую конфигурацию в регионе Балтийского моря.
Благодаря Беларуси существует столь беспокоящий страны Запада «сувалкский коридор» — узкая горловина между Польшей и Прибалтикой, которая может быть легко перерезана. Для Калининградской области Беларусь играет роль стратегического тыла, без которого положение российского эксклава было бы намного более сложным.
Таким образом, между Москвой и Минском сформировалась целая сеть взаимных зависимостей, услуг и обязательств, которая закладывает надежный фундамент для интеграции в рамках Союзного государства.
Вместе с тем в белорусско-российских отношениях сохраняется и немало неразрешенных противоречий, которые копились годами.
Прежде всего нельзя не отметить, что результат союзного строительства спустя без малого четверть века оказался значительно скромнее того, что предполагал Договор о создании Союзного государства, подразумевавший создание полноценной системы наднациональных органов, глубокую унификацию законодательства и введение единой валюты.
К сожалению, в институциональном плане Союзное государство по-прежнему остается очень слабым образованием и значительно уступает тому же Евросоюзу, с которым обычно принято сравнивать все постсоветские интеграционные проекты. Многие вопросы решаются буквально в ручном режиме, на основании непосредственных договоренностей между двумя президентами. Без их вмешательства некоторые проблемы годами оказываются подвешенными в воздухе.
Между странами по-прежнему сохраняется много различных административных препон, обусловленных разницей в законодательстве. Сохраняются такие анахронизмы, как межгосударственный тариф в пассажирском железнодорожном сообщении, который привязан к швейцарскому франку и существенно удорожает пассажирские перевозки между Россией и Беларусью. Притчей во языцех стала эпопея с отменой роуминга между двумя странами, договоренность о которой была достигнута еще в 2017 году. Воз и ныне там.
Все еще хромает информационная и идеологическая составляющая Союзного государства, которое очень слабо представлено в публичном пространстве.
Это, в частности, недавно был вынужден признать заместитель председателя Совета Федерации РФ Константин Косачев.
Самой же главной проблемой остается то, что по-прежнему отсутствует стратегическое видение того, какое Союзное государство в итоге необходимо построить. Приближающийся 25-летний юбилей интеграционного проекта представляется прекрасным поводом для обсуждения этого давно назревшего вопроса.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН