Лимитрофы против мира: демарш стран Прибалтики на саммите ОБСЕ остался незамеченным
Святослав Князев
Встреча глав внешнеполитических ведомств стран — членов ОБСЕ в Скопье прошла без представителей Литвы, Латвии, Эстонии, Украины и Польши. Лимитрофы и их единомышленники возмутились, что власти Северной Македонии пригласили делегацию одного из ключевых членов организации — Россию. При этом представители США все же появились на мероприятии, но сразу же сбежали, испугавшись разговаривать, что говорится, «по фактам». Более того, все русофобские инициативы вроде исключения РФ из ОБСЕ провалились.
Накануне встречи в Скопье официальный Вильнюс обнародовал совместное заявление внешнеполитических ведомств трех Прибалтийских республик. Литва, Латвия и Эстония объявили, что их министры иностранных дел не поедут в Северную Македонию из-за присутствия там Сергея Лаврова.
«Мы сожалеем о разрешении на личное участие главы МИД России в заседании... Мы, министры Эстонии, Латвии и Литвы, не станем участниками этого и не намерены разделять ответственность за последствия», — говорилось в заявлении.
Кроме того, авторы документа выразили свое недовольство тем, что Москва наложила вето на председательство Эстонии в ОБСЕ. Хотя на какой другой результат в Таллине рассчитывали после многочисленных провокаций в адрес РФ, непонятно.
«Россия использует эту возможность для распространения своей пропаганды и ослабления единства Запада», — возмущенно добавил от себя министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна.
Причем прозвучало это как откровенное издевательство. Если следовать подобной логике, то западные государства полностью лишены суверенитета и по велению неких господ не имеют права проводить международные переговоры с теми, с кем они считают нужным.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Литва, Латвия и Эстония уже давно стали бесправными марионетками пары «евроатлантических столиц» и искренне считают, что такой же должна быть «стойка» у всех остальных европейских стран. В похожем положении находится и официальный Киев, который также решил не отправлять свою делегацию в Скопье.
Власти Северной Македонии тем временем объяснили свою позицию по поводу участия представителей РФ.
Министр иностранных дел балканской страны Буяр Османи заявил, что российская делегация участвует в многосторонней встрече, и для него важно, чтобы ОБСЕ была «здорова и жива». А премьер-министр республики Димитар Ковачевский подчеркнул, что приезд Лаврова — это победа всей дипломатии организации. По его словам, ее функционирование оказалось под вопросом, но теперь она продолжит действовать и быть «гарантом развития демократических и мирных процессов в Европе».
Госсекретарь США Энтони Блинкен заехал в Скопье до начала самой министерской встречи и быстро сбежал, сославшись на необходимость участия в переговорах по ближневосточной проблематике.
Прибытие Лаврова, по оценкам экспертов, стало центральным событием мероприятия. Глава российского внешнеполитического ведомства был предельно откровенен в своих высказываниях и избегал дипломатических эвфемизмов. Он прямо заявил, что в юбилейный 50-й год Хельсинского акта ОБСЕ находится в плачевном состоянии, и ее перспективы неясны.
По словам министра, западные политические элиты присвоили себе право вершить человеческие судьбы, сделав выбор в пользу НАТО, а не ОБСЕ. При этом Молдове уготована участь следующей жертвы в гибридной войне против России.
Представители Венгрии не скрывали своего разочарования позицией США и Украины. Министр иностранных дел Петер Сийярто признался, что хотел бы во имя мира увидеть прямое общение Вашингтона и Киева с Москвой, но этого так и не произошло.
Единственным общим крупным свершением, достигнутым в Скопье, стало согласование передачи председательства в ОБСЕ нейтральной Мальте. Также была достигнута договоренность о продлении мандатов генсека организации Хельги Шмид и трех других ключевых руководящих сотрудников. Ими стали представитель по вопросам свободы СМИ Тереза Рибейро, верховный комиссар по делам национальных меньшинств Кайрат Абдрахманов, а также глава бюро по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи.
Османи назвал исчерпанной дискуссию относительно возможности исключения России из ОБСЕ, чего неоднократно требовали представители киевского режима. Он дал понять, что в организации нет «антироссийского» консенсуса. Напротив, существуют разные мнения, и цель ОБСЕ в данном контексте — объединять страны с разными мнениями «посредством взаимодействия с всеобъемлющим подходом к безопасности для обеспечения мира и стабильности».
В свою очередь, Лавров по итогам работы в Скопье дал пресс-конференцию, в ходе которой в очень откровенных выражениях охарактеризовал то, что происходило вокруг министерской встречи.
«На этом мероприятии не было ни украинского министра, ни министров Польши и стран Прибалтики. Уехал, как я понимаю, и Блинкен, и Боррель тоже. Почему это происходит? <…> Они, наверное, считают, что тем самым подчеркивают свое намерение изолировать Россию. А я считаю, что они просто трусят, боятся любого честного разговора с фактами на руках. <…> Сбежал-то мой коллега, госсекретарь Блинкен. Я никуда не сбегал», — заявил глава внешнеполитического ведомства.
Лавров подчеркнул при этом, что внятных аргументов против России у Запада нет.
И он полностью прав. Официальные Вашингтон и Лондон вместе со всем сонмищем их сателлитов так и не объяснили, почему они поддержали антиконституционный переворот на Украине в 2014 году. На каком основании прозападные неонацисты, захватывавшие административные здания и воинские части на Галичине, были объявлены «борцами за свободу», а жители Донбасса, делавшие то же самое, протестуя против узурпаторов, — террористами?
С какой стати США и ЕС отказали населению Крыма и Донбасса в праве определить свою судьбу на плебисцитах согласно уставу ООН? Почему Украина, поддерживаемая Западом вот уже десять лет, так и не стала «цветущим раем»? С какой целью киевский режим в конце 2021-го — начале 2022-го годов массово перебрасывал войска в Донбасс? Зачем ВСУ год за годом обстреливали мирные кварталы Донецка, убивая детей, женщин и стариков?
Таких вопросов еще много. Однако, услышав любой из них, западные политики всегда становятся глухими, пытаясь перевести разговор в другое русло. А ОБСЕ — площадка, на которой это делать изначально сложнее.
Поэтому Блинкен и сбежал из Скопье, а прибалтийские лимитрофы даже не рискнули приехать.
Понятно, что разговаривать с другими представителями Запада — тоже непростое занятие. Но пока есть шанс добиться международной деэскалации и открыть миру правду, его нельзя упускать.