Сидеть будут все: в Латвии спешно вводят драконовские наказания для инакомыслящих
Лиза Юшкова
В парламенте Латвии на всех парах продвигаются поправки к Уголовному кодексу республики, призванные карать за «антигосударственную» деятельность. В круг потенциальных преступников собираются включить должностных лиц и руководителей предприятий, а для простых жителей хотят отменить «мягкие» наказания вроде общественных работ или штрафов. Депутаты Юридической комиссии Сейма голосуют споро и единогласно, не отдавая себе отчета, что подставляют самих себя.
Изменения, согласно законопроекту, исходят из Министерства юстиции и подписаны его главой. Инесе Либиня-Эгнере родилась в Латвийской ССР в 1977 году, в рабочем городе Лиепае. После окончания школы решила пойти в юристы, грызла гранит науки в Латвийском университете и немецком Фрайбурге, защитила докторскую в альма-матер, начала преподавать и стала присяжным адвокатом.
В 2007 году 30-летняя Инесе была рекрутирована в помощницы президента Валдиса Затлерса, а в 2011-м стала членом созданной отставным главой государства Партии реформ. При ее развале вместе с другими номенклатурщиками в 2014 году влилась в правившее «Единство» и с тех пор неизменно имеет депутатский мандат Сейма.
Последнее обстоятельство важно для понимания того, как принимаются законы в Латвии. Как правило, инициатором нововведений является правительственная коалиция парламента, формально проводящая свою волю через Кабинет министров.
Уже более 20 лет с переменным успехом коалицией заправляет партия «Единство», которая подмяла под себя и спецслужбы, и правоохранительную систему. Но этого ей оказалось мало, и она решила посильнее «затянуть гайки». Сделать это и было поручено Либине-Эгнере.
Новая редакция Уголовного кодекса фактически позволяет возбудить дело против строптивого депутата любого уровня. Статьи об «антигосударственных» преступлениях обзавелись новыми пунктами, предусматривающими наказание для должностных лиц (а это все законодатели) и ответственных работников предприятий (а эта удавка предназначена для бизнеса).
Причем в отношении этих категорий «преступников» предусмотрены поистине драконовские наказания.
Статья 74.1: оправдание геноцида, преступлений против человечества, против мира и военных преступлений. По ней сегодня в Латвии судят всех, кто пытается сказать хоть одно «неправильное» слово по поводу боевых действий на Украине. Она дополнена второй частью, позволяющей карать должностных лиц и ответственных работников предприятий шестью годами лишения свободы плюс тремя годами полицейского надзора.
Статья 80: действия, направленные против Латвийской Республики. В новой редакции предусматривает наказание тех же категорий злоумышленников не только тюрьмой до 15 лет, но и конфискацией имущества. Это горячий привет предпринимателям.
За объединение в организованную группу с целью вести деятельность, направленную против Латвийской Республики (статья 80.1), и помощь зарубежному государству в деятельности против Латвии (81.1) тоже будут изымать имущество.
Статья 84.3: нарушение санкций международных организаций и ЛР. Она также обрела оговорку про ответственных работников предприятий. А то намедни нашли подозрительных торговцев газом, а к уголовной ответственности их привлечь не смогли...
В статье 85, о шпионаже, появились возможность конфискации имущества нарушителя и пожизненное заключение для организатора шпионской сети.
При обсуждении этих поправок на заседании Юридической комиссии Сейма под председательством Андрея Юдина из «Нового единства» ни один депутат не усмотрел риска для себя.
Они остервенело голосовали за исключение из перечисленных статей таких мягких форм наказания, как общественные работы или денежный штраф — это пусть волнует «плебс». Но быть «закатанным» за альтернативное мнение, да еще с нижним пределом тюремного срока три года, за что они тоже подняли руки единогласно, — перспектива для законодателей невеселая.
А в ее реальности сомневаться не приходится. Желание привести общество к публичному единомыслию проявилось в новом проекте «стратегических коммуникаций» Госканцелярии «Черным по белому» (Melns uz balta). Наряду с «российскими пропагандистами» Владимиром Соловьевым и Ольгой Скабеевой «на карандаш», например, попал депутат Елгавской думы Андрей Пагор.
Штатные ищейки провинциального «страткома» охарактеризовали его так, что новые уголовные статьи по нему прямо-таки плачут.
«Активист Русского союза Латвии, формирующий в социальных сетях содержание, которое регулярно используют кремлевские телеканалы и которым делятся пророссийские телеграм-каналы. Он скулит как о сносе памятников, прославлявших советский дух в Латвии, так и о дискриминации русского языка и задержании пророссийской активистки Татьяны Андриец. Он также высказывается об изменениях иммиграционного закона и связанной с ними "высылке русских"», — приложили, не отмоешься.
Одно из самых скандальных сообщений Пагора последнего времени касалось всего лишь допущенного в детском саду унижения ребенка за то, что он говорил по-русски. В связи с этим его показали на крупнейших российских телеканалах и упомянули на новостных порталах.
Управление образования Елгавской волости признало, что получило жалобы на «моббинг» в дошкольном учреждении. Правда, там отрицают, что ребенок был наказан за использование русского языка, и оценивают возможность обратиться в суд против Пагора, ибо «не исключено, что в его высказываниях содержится национальная ненависть».
Смелого депутата, которого, кстати, задерживали во время шествия легионеров СС 16 марта 2023 года за антифашистский плакат, пока мечтают «прессовать» по статье о разжигании розни — ее «почему-то» инкриминируют только за защиту русских.
Открытые же оскорбления в их адрес, публичные призывы к их уничтожению со стороны «титульных» комментаторов и должностных лиц вполне вписываются в правовое поле Латвии.
Но разжигание розни внутри страны — это мелочь в сравнении с «антигосударственным» цитированием постов в соцсетях и упоминанием на зарубежных каналах. Здесь от громкой славы до тюрьмы скоро будет совсем крошечное расстояние.
Остается открытым вопрос: а штампующие драконовские законы «национально правильные» депутаты не опасаются, что, в случае чего, сами легко могут попасть под раздачу?