«Гидра» поражена, но не повержена: в Молдове состоялся второй тур местных выборов
Максим Камеррер
В минувшее воскресенье в Молдове прошел второй тур всеобщих местных выборов. Несмотря на все усилия режима Майи Санду по устранению оппозиции, представители правящей партии PAS проиграли во всех крупнейших городах, а ее поддержка среди населения страны с 2021 года упала более чем в два раза. Молдаване наглядно продемонстрировали несогласие с выбранным «евроинтеграторами» курсом республики, однако можно не сомневаться, что те просто так власть не отдадут.
Недавнее голосование полностью подтвердило печальную тенденцию — каждые последующие выборы в Молдове становятся все более грязными по сравнению с предыдущими. Как ни странно, но началось все после прихода к власти в 2009 году политических партий, декларирующих демократические ценности и стремление к евроинтеграции.
Присказка «это были самые грязные выборы в истории страны» стала уже некоей мантрой, которую постоянно повторяет большинство населения, — от рядовых граждан до журналистов и политических аналитиков.
И действительно, в Молдове еще не было избирательных кампаний, когда бы власти так массово, нагло и цинично не только использовали административный ресурс, но и «по беспределу» расправлялись с теми электоральными конкурентами, которые представляют для них реальную опасность.
Устранение оппозиции началось еще летом, когда Конституционный суд (КС) запретил партию «Шор». Помимо этого парламентское большинство приняло беспрецедентные поправки в Избирательный кодекс, запрещающие ее членам баллотироваться на выборах. Таким образом, были нарушены фундаментальные для любого демократического общества свободы — избирать и быть избранным.
Поэтому неудивительно, что даже подконтрольный власти КС аннулировал эти изменения. Однако режим Майи Санду прибег к помощи своей «палочки-выручалочки» в виде Комиссии по чрезвычайной ситуации, через нее снова запретив участвовать в выборах тем, чья победа не вызывала бы сомнений.
Вопиющим фактом применения административного ресурса стало обещание властей отрезать от финансирования ЕС те населенные пункты, жители которых не проголосуют за представителей правящей партии.
Подобную угрозу прямо в телеэфире озвучивали как сама Санду, так и спикер парламента и по совместительству председатель PAS Игорь Гросу. В результате подобных административно-территориальных единиц в Молдове оказалось две трети, в том числе и два крупнейших города — Кишинев и Бельцы.
Но наиболее скандальным моментом стало исключение из избирательной кампании партии «Шанс» и всех выдвинутых ею кандидатов за два дня до первого тура выборов из-за политической и моральной поддержки со стороны «Шор» и ее лидера Илана Шора. Оформлено это было при помощи все той же Комиссии по чрезвычайной ситуации. Решением этого органа, который по сути узурпировал власть в Молдове, были сняты более восьми тысяч претендентов, а почти три миллиона жителей республики лишены права выбора.
И молдаване моментально отреагировали на это.
Так, глава ЦИК Гагаузской автономии Яна Коваленко сообщила членам Центризбиркома страны, что в селах Русская Киселия и Котовское жители вообще не пришли на выборы, так как посчитали, что после устранения кандидатов от «Шанса» их право голоса было ограничено и они «не видят конкурентов, за кого можно проголосовать».
Очень показательным является и тот факт, что поддержанные снятыми с выборов оппозиционерами кандидаты в большинстве своем или победили в первом туре, или вышли во второй. Так, в Оргееве Татьяна Кочу выиграла уже в первом раунде, обойдя представителя PAS на 40%, а в Бельцах Арина Коршикова вышла во второй тур. Но власти не могли себе позволить «потерять» и второй по величине город Молдовы. В результате здесь повторился сценарий 2021 года, когда вице-председатель «Шор» Марина Таубер, набравшая 48% голосов в первом туре, была снята с выборов.
Хотя в отдельных случаях «под раздачу» попадают и вполне проевропейские политические силы и даже бывшие партнеры Санду и PAS.
Так, Окружной избирком райцентра Каушаны аннулировал в воскресенье мандат избранного в первом туре мэра города Анатолия Донцу, выдвинутого Платформой DA и набравшего 76,3% голосов избирателей при явке 39,97%. Судя по всему, подобные действия вызваны провалом правящей партии на прошедших выборах, и теперь Санду и компании приходится идти на крайние меры, чтобы любой ценой улучшить результат.
Фактически правящие «евроинтеграторы» не получили вотум доверия народа на продолжение своей политики. По сравнению с парламентскими выборами 2021 года поддержка PAS сократилась более чем в два раза и в абсолютных цифрах, и в процентных пунктах.
Весьма показательно то, что РAS не смогла победить ни в одном крупном городе, включая Кишинев и Бельцы. Да, ее представители получили значительное число постов мэров сел и коммун, но в самых густонаселенных районах смогли занять пост мэра только в двух райцентрах из 36 — Калараше и Страшенах. Действующая на республиканском уровне власть не может самостоятельно сформировать большинство ни в одном местном совете.
За РAS проголосовало всего 305 тысяч жителей Молдовы (в 2020 Санду выиграла президентские выборы, набрав 943 тысячи голосов избирателей, а в 2021 году на парламентских ее партия получила 775 тысяч). Несмотря на закрытие более чем 30 популярных изданий и интернет-сайтов в стране, 12 телеканалов и запрет двух оппозиционных партий, результат «евроинтеграторов» оказался плачевным.
Кого же в создавшейся ситуации можно назвать хотя бы условными победителями?
Достаточно неплохой результат показала Партия социалистов — ее кандидаты выиграли пост мэра в 10 городах. Кроме того, они единолично «взяли под свой контроль» 17 из 32 местных органов власти, 11 из 18 городов.
Очень хорошие показатели у Партии объединения и развития Молдовы (PDCM), которую возглавляет экс-премьер Ион Кику. Ее представители победили в борьбе за пост мэра более чем в 20 городах и, кроме этого, добились успехов в районных и муниципальных советах. И это с учетом того, что прошедшие выборы были первыми с момента образования.
Что дальше? «Гидра» поражена, но не убита и готова отращивать головы в преддверии президентских и парламентских кампаний. Очевидно, что подобным образом — где оппозиционные партии играли каждый за себя — режим Санду не победить.
И понимание этого присутствует.
«После катастрофы местных выборов преступная группировка PAS попытается дискредитировать местную администрацию и захватить еще больше полномочий на центральном уровне. Задержат выплату зарплат в тех округах, где они проиграли, то есть практически во всех. Они будут преследовать людей по политическим мотивам и еще больше подрывать верховенство закона.
Очевидно, что необходимо создать общий фронт против этой поддерживаемой извне преступной группировки. PDCM подтверждает свою твердую позицию не голосовать за председателей районов от PAS и призывает все ответственные политические силы в стране занять такую же позицию», — обратился Кику к оппозиционным силам.
Пока что перспективы формирования единого оппозиционного фронта весьма туманны. Политическая история Молдовы знает только один подобный пример — в 2019 году, когда для ликвидации режима Влада Плахотнюка объединились Партия социалистов, PAS и Платформа DA. Однако тогда это произошло при поддержке внешних сил — России и США. В нынешней геополитической ситуации это маловероятно.
Тем не менее то, что своим «управлением» PAS просто-напросто дискредитирует идею евроинтеграции, может сыграть свою роль и лишить нынешнюю власть прямой поддержки Запада.
Правда, пока реальной замены нынешним «государственным деятелям» Молдовы не наблюдается, но желающих занять их место предостаточно.
Все эти факторы делают практически непредсказуемым не только дальнейшее развитие событий, но и саму судьбу Молдовы и ее населения.