Безнаказанно лихачить не выйдет: Россия и Беларусь договорились о взаимном признании штрафов
Всеволод Шимов
Москва и Минск ратифицировали соглашение о взаимном признании штрафов за несоблюдение правил дорожного движения. Это позволит ГИБДД России и ГАИ Беларуси обмениваться информацией о нарушителях и направлять друг другу решения по данным административным делам. Новый договор является еще одним шагом на пути унификации правового и информационного пространства Союзного государства.
Договоренность о взаимном признании штрафов — еще один шаг в рамках интеграционных процессов в правоохранительной сфере. Учитывая интенсивные перемещения граждан России и Беларуси между двумя странами и неизбежность инцидентов с их участием, появление подобной нормы вполне закономерно.
Москва и Минск уже запустили общую систему страхования автогражданской ответственности «синяя карта», которая пришла на смену «зеленой карте», прекратившей свое действие из-за западных санкций.
Система взаимного признания штрафов также будет способствовать дальнейшему урегулированию правовых вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения в Союзном государстве.
Как она работает? Штраф, не оплаченный гражданином России за правонарушение в Беларуси, будет взиматься в РФ после получения запроса с белорусской стороны и наоборот в валюте той страны, на территории которой осуществляется взыскание. Сумма начисляется по официальному курсу национального банка соответствующего государства на дату получения запроса и направляется в его бюджет.
Правда, есть ряд исключений. К примеру, штраф не будет взыскан в том случае, если деяние не является наказуемым в стране нарушителя. Так, в Беларуси «разрешенный» порог превышения скорости составляет 10 км/ч, а в России — 20.
В этой связи возникает вопрос о полной унификации правил дорожного движения (ПДД) двух стран, о взаимном признании водительских прав и многом другом.
Очевидно, что существующие расхождения могут создавать ненужные недоразумения и конфликтные ситуации на бытовом уровне, а также влекут затруднения в функционировании транспортной системы Союзного государства.
Конечно, здесь существует ряд затруднений, за которыми стоят серьезные экономические интересы. Например, в Беларуси местными ПДД запрещена эксплуатация праворульных автомобилей, а в России ездить на условных «японцах» разрешено. Более того, на Дальнем Востоке ввоз и обслуживание машин с правым рулем — весьма прибыльный бизнес, дающий большое количество рабочих мест. Подобные «Тойоты», «Митсубиси» и прочие «Хонды» в немалом количестве ездят по дорогам и в других регионах РФ, например, в Краснодарском крае.
Очевидно, что в случае унификации ПДД в Союзном государстве вопрос автомобилей с правым рулем придется решать — либо запрещать их эксплуатацию в России, либо разрешать в Беларуси.
Понятно, что власти РФ вряд ли пойдут на такой запрет, поскольку это затронет экономические интересы целых регионов, хотя инициативы по запрету «правого руля» периодически выдвигаются, в том числе в интересах защиты национальных автопроизводителей.
С другой стороны, разрешение на ввоз праворульных машин может существенно повлиять и на автомобильный рынок Беларуси.
В республике он долгое время был заточен на поставки подержанных автомобилей из Европы. Сегодня, с введением заградительных таможенных барьеров в рамках ЕАЭС, а также общим осложнением логистики со странами Запада этот поток существенно ослаб.
До введения санкций против России в 2022 году б/ушные «европейцы» замещались на белорусском рынке за счет иномарок, сошедших с конвейеров российских заводов, а также собранных в Борисове китайских Geely. Сегодня, когда производители западных автомобильных брендов из РФ ушли, а китайские еще не успели развернуть необходимые мощности, импорт подержанных машин с правым рулем может занять заметную нишу и на белорусском рынке, что вряд ли понравится местным игрокам.
Таким образом, данный частный пример с праворульными автомобилями демонстрирует, что дальнейшее сближение и унификация законодательств Беларуси и России в разных сферах потребуют достаточно серьезной перестройки национальных экономик и адаптации к условиям функционирования единого правового пространства.
Чисто теоретически вопрос «правого руля» может быть решен передачей на уровень регионов без урегулирования его на уровне ПДД Союзного государства. Однако, повторимся, это лишь один из примеров тех разногласий и противоречий, которые могут возникать по мере унификации законодательной базы двух стран в самых разных областях.
В то же время разрешение этих и многих других вопросов давно назрело и перезрело. Единый большой рынок, функционирующий по общим и прозрачным правилам, — залог экономической устойчивости и эффективного развития Союзного государства. Понятно, что Беларусь как относительно малый игрок будет в большей степени вынуждена подстраиваться под правила игры, принятые в России. С другой стороны, учет интересов друг друга — прекрасный повод для пересмотра многих аспектов законодательства и внутри самой РФ.
Единая транспортная система — жизненно важная необходимость для развития и экономической безопасности обеих стран. Это касается не только автомобильного, но также авиационного и железнодорожного транспорта. Сделать в этих отраслях нужно немало. Помимо унификации законодательства необходимо снятие многочисленных административных препон, а также межгосударственных тарифов, оказывающих поистине удушающее воздействие на экономическую активность внутри Союзного государства. Без наличия политической воли решить эти вопросы невозможно.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН