Три года по наклонной: до чего Майя Санду довела Молдову за время президентства
Максим Камеррер
В этот день ровно три года назад молдаване, купившись на красивые лозунги, проголосовали во втором туре президентских выборов за Майю Санду. Сейчас уже абсолютно понятно, что выполнять данные во время избирательной кампании обещания она не собирается, а вот предостережения, исходившие от многих аналитиков и политиков, оправдались полностью. Молдова превратилась в по-настоящему «захваченное государство», а период олигархии имени Влада Плахотнюка сегодня кажется образцом демократии.
Может возникнуть резонный вопрос: неужели молдавские избиратели не разглядели ту опасность, которую несла Санду, упорно продвигаемая во власть западными кураторами и многочисленными НПО, бурно расплодившимися в Молдове под эгидой Фонда Сороса?
Во-первых, надо признать, что да — не разглядели. Субтильная дамочка выгодно смотрелась на массовых митингах протеста против режима Плахотнюка на фоне остальных политиков. Ну а умение Майи Григорьевны впадать в предистеричное состояние в ходе публичных выступлений еще больше фокусировало на ней внимание.
Для проевропейски настроенных избирателей она имела практически идеальный послужной список: работа во Всемирном банке, должность министра образования в правительстве Юрия Лянкэ и, наконец, пост председателя политической партии, являющейся наиболее обласканной западными послами в Кишиневе.
Тут можно было и забыть о том, что именно Кабмин Лянкэ принял решение о выделении государственных гарантий трем коммерческим банкам, пострадавшим от знаменитой «кражи миллиарда», превратив эту аферу в изъятие той же суммы из бюджета Молдовы. Санду как член правительства подмахнула это постановление.
Да, молдавские избиратели купились на обещания победить коррупцию и провести судебную реформу. Люди не подозревали, что «судебная реформа» обернется банальной заменой людей Плахотнюка в системе юстиции на тех, кто верен лично нынешнему президенту. Как, например, ставший судьей Конституционного суда, а чуть позже и его председателем личный адвокат Санду Николай Рошка.
Во-вторых, решающую роль в исходе президентских выборов три года назад сыграло голосование молдавской диаспоры на Западе.
По сути, это была обкатка нового способа влияния на политические процессы в Молдове путем привлечения эмигрантов, которые уже давно имеют мало общего со своей родиной, но при этом сохранили возможность и право определять, кто там будет во власти. И надо сказать, что отличная организация — открытие многочисленных избирательных участков в европейских странах, активная агитация, подвоз людей и, конечно же, выделение значительного числа бюллетеней — сыграла свою роль, обеспечив Санду необходимый результат.
Отдельно стоит отметить, что наблюдателей от конкурентов Санду в Европе не было, так как на их работу требовалось значительное финансирование. Таким образом, западная диаспора представляет собой практически идеальный полигон для испытания предвыборных технологий, несмотря на то, что проживающие в Молдове граждане в последние годы все активнее требуют ограничить электоральные процессы исключительно территорией республики, как это делается во многих странах мира.
Вступив в должность президента, Санду сразу же начала двигаться по направлению к первой цели, которую она себе поставила.
Нет, это никак не связано ни с повышением благосостояния молдаван, ни с укреплением экономики, ни с чем другим, что имело бы отношение к общественному благу. Санду заботила смена состава парламента путем досрочных выборов. Ей удалось совершить задуманное, правда, не без помощи подконтрольного Конституционного суда, одобрившего ряд решений, которые иначе как сомнительными назвать сложно.
После этого обкатанный на президентских выборах метод голосования среди диаспоры предоставил партии PAS, которую Санду формально покинула, парламентское большинство и возможность формировать правительство. «Захваченное государство-2.0» стало свершившимся фактом!
Чем же это обернулось для Молдовы?
В первую очередь «евроинтеграторы» обозначили новые, продиктованные западными кураторами внешнеполитические ориентиры — сотрудничество с Украиной и Грузией, уже занимавших к тому времени антироссийскую позицию. Это, а также открытое сближение с НАТО поставило под вопрос конституционно закрепленный нейтралитет республики. За три года правления Санду Молдова превратилась в резервный театр военных действий против России, который может быть активирован в любой момент путем атаки на Приднестровье.
За этот период, который без преувеличения можно назвать самым черным в новейшей истории Молдовы, еще больше выросли коррупция и кумовство. На государственные должности пришли абсолютно безграмотные люди, ранее имевшие дело с экономикой только при составлении отчетов в соросовских НПО.
Некомпетентность «хороших людей» обернулась настоящей трагедией для страны: уровень жизни молдаван катастрофически упал, инфляция достигла рекордных показателей, тарифы на газ, электроэнергию и коммунальные услуги выросли в несколько раз.
Проводя русофобскую политику, Молдова разорвала взаимовыгодное сотрудничество с «Газпромом», начав закупать тот же российский газ через европейские биржи с наценкой. Это стало основой для различных «серых» схем, обогащающих чиновников.
Декларируя приверженность «европейским ценностям», Санду ввела и уже два года не отменяет режим ЧП, а Комиссия по чрезвычайной ситуации фактически узурпировала власть, принимая решения, выходящие за пределы ее полномочий. Именно этот орган, состоящий из представителей PAS, приостановил вещание 12 телеканалов и заблокировал более 50 информационных сайтов — в подавляющем большинстве на русском языке.
В стране развернулись и политические репрессии. Была запрещена партия «Шор», возглавлявшая многочисленные протесты против режима Санду. Учитывая неизбежное падение поддержки PAS, власти пошли на снятие со всеобщих местных выборов за два дня до голосования партии «Шанс», многие представители которой являлись фаворитами избирательной гонки.
Провал кандидатов от PAS 5 ноября говорит о недовольстве граждан Молдовы выбранным курсом страны.
Фактически Санду и ее клика обманули своих избирателей, но уже строят планы, как бы удержаться во власти, ведь в конце следующего года должны пройти президентские выборы, а еще через семь месяцев — парламентские. Результаты недавнего голосования усложняют эту задачу, но не делают ее невозможной.
Судя по всему, Санду попытается изменить порядок выбора президента и вернуться к его избранию парламентом — так за нее гарантированно проголосует большинство. Однако для этого придется менять Конституцию, что чревато осложнениями.
При сохранении нынешней избирательной системы «евроинтеграторы» рискуют потерять власть.
Поэтому есть вероятность, что для ее удержания Санду может ввести военное положение в республике, например, «разморозив» конфликт в Приднестровье. Подобный вариант будет с энтузиазмом поддержан в Киеве, с которого Кишинев во всем берет пример в последнее время.
Таким образом, в прогнозах по будущему Молдовы присутствует крайне мало оптимизма, и подобная ситуация будет сохраняться, пока режим Санду находится у власти.