Историко-культурное наследие балто-скандинавского региона обсудили на «Балтийской платформе»
Егор Киреев
Конференция международной дискуссионной площадки «Балтийская платформа» под названием «Большая Балтия: историко-культурное наследие, этнокультурная и образовательная специфика» прошла в стенах Санкт-Петербургского государственного университета в рамках XI Балтийского форума соотечественников.
Основными темами мероприятия стали культурные аспекты сотрудничества стран в регионе Балтийского моря, сохранение нематериального культурного наследия малых народов, этнокультурные вопросы, лучшие российские практики и механизмы поддержки развития национальной культуры эстонцев, латышей, литовцев и других народов балто-скандинавского региона, проекты непрерывного образования на русском языке для русскоговорящих граждан зарубежных стран.
Открывая конференцию, ректор СПбГУ, член-корреспондент РАН Николай Кропачев подчеркнул значение инициативы по объединению экспертных и гражданских сообществ.
Также Николай Михайлович отметил, что создание таких проектов, как «Балтийская платформа», является важным и своевременным шагом для реализации академического потенциала, построения взаимопонимания и выработки решений по тем проблемам, которые остро стоят в Балтийском регионе: «Сегодняшние геополитические вызовы подталкивают нас к поиску новых эффективных механизмов взаимодействия и площадок для выстраивания конструктивного диалога. Мы заждались этого формата общения. Важно определить узкие тематики, которые нужно широко обсуждать».
В своем выступлении ректор СПбГУ также рассказал о поддержке соотечественников как о важном направлении деятельности Университета.
«Новые образовательные технологии открыли широкие возможности для доступа к образованию на русском языке. C 1 сентября в Санкт-Петербургском университете начала работать первая дистанционная общеобразовательная "Онлайн-школа СПбГУ", учащимися которой стали 120 школьников из 30 стран мира. Обучение для школьников является абсолютно бесплатным — все затраты покрываются за счет внебюджетных средств Университета. По окончании "Онлайн-школы СПбГУ" ребята получат российский государственный аттестат.
Также нами продолжена реализация запущенного в 2018 году проекта онлайн-обучения иностранных школьников, предполагающего предоставление возможности дистанционного обучения на безвозмездной основе по отдельным общеобразовательным предметам российской школьной программы. Этой осенью начался шестой учебный год — к занятиям приступили более 3 000 человек из 25 стран по 11 общеобразовательным предметам.
Мы понимаем, что сегодня в Европе существенно ограничены возможности получения образования на русском языке, поэтому создали такие возможности для детей. В этом году, когда мы открывали прием в полноценную онлайн-школу на русском языке, то думали, что заявлений будет немного. Но мы получили заявления из 44 стран мира!», — подчеркнул Николай Кропачев.
Модераторами мероприятия выступили декан факультета международных отношений СПбГУ профессор Ирина Новикова, декан филологического факультета Михаил Корышев и профессор СПбГУ, президент Российской Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
Ирина Новикова рассказала об исторических и географических аспектах, оказавших влияние на формирование современного облика Балтийского региона.
По ее мнению, в регионе Большой Балтии нашли свое отражение две тенденции: интеграционная и дезинтеграционная.
«Первая тенденция была связана с развитием международного сотрудничества, формированием общего социокультурного пространства. С другой стороны, весьма значительный период своей истории Скандинавско-Балтийский регион являлся ареной ожесточенного противоборства между народами, его населявшими. Эти две тенденции, сотрудничества и соперничества, образовали сложную картину международных отношений в регионе», — считает профессор СПбГУ Ирина Новикова.
В продолжение встречи доклад об исторической трансформации процессов национального самоопределения представил профессор СПбГУ Николай Межевич, президент Российской Ассоциации прибалтийских исследований.
«Почему пути национального самоопределения в 1920-е годы и особенно на рубеже 1990–1991 годов привели к тем результатам, которые мы видим. Здесь я обращаю внимание, что у нас сегодня присутствует крупная влиятельная белорусская делегация. Социально-экономическая, политическая и морально-нравственная модель современного белорусского государства показывает, что был иной путь.
Не тот, по которому пошли Эстония, Латвия и Литва практически сразу, не тот, на который вступила Финляндия. Европа зашла в тупик, и балтийская часть послушно последовала за Брюсселем. Но ситуация будет меняться, потому что двигаться дальше в тупик бесконечно невозможно», — считает профессор Межевич.
Также он отметил необходимость создания и развития новых площадок для обсуждения актуальных вопросов жизни всего региона.
«Например, такой, на первый взгляд, частный вопрос, как квоты на салаку, на самом деле вопрос выживания тысяч людей», — добавил Николай Межевич.
Об особом пути развития российской цивилизации рассказал в своем выступлении Наим Фарах Сухейль, президент Открытого университета диалога цивилизаций.
«Россия занимает не только крупнейшее географическое пространство в мире, но также является самой древней цивилизацией на евразийских просторах. Российская цивилизация оказывает влияние не только на пространство Балтики, но и на развитие других цивилизаций», — заявил Наим Фарах Сухейль.
Также ученый рассказал о вечных ценностях России, среди которых выделил: склонность к справедливости, групповой дух и стремление делать добро.
Независимый журналист из Польши Агнешка Пивар рассказала о своем личном опыте, когда корреспонденту не только незаконно отказывают в аккредитациях, но и подвергают преследованию за стремление независимо показать многогранные отношения двух государств, осветить историю дружбы России и Польши.
О том, как диалог в рамках академического сообщества способствует развитию международных связей рассказал Дмитрий Василенко, вице-президент Ассоциации Университетов стран Балтийского региона (BSRUN).
«Балтийская научная сеть дает надежду на выстраивание плодотворного сотрудничества по многим направлениям, помогает выявить пересечения в стратегиях научных исследований в ядерной сфере, энергетике, экономике, провести системный анализ научной инфраструктуры и сформулировать предложения по коллективному пользованию в целях экономии ресурсов», — уверен Дмитрий Василенко.
Также спикер внес ряд предложений по развитию Балтики.
«Требуются инвестиции в бренд Балтийского региона. Большие страны меньше ориентированы на Балтику чем малые. Необходимо закладывать основы сегодня, иначе будет поздно завтра. Кроме того, необходимо создать программы мобильности и совместного научного фонда», — добавил Дмитрий Василенко.
В следующем выступлении профессор Белорусского государственного университета Андрей Русакович рассказал о сотрудничестве России и Беларуси в рамках Союзного государства и о тех факторах, которые влияют на этот процесс.
«Союзное государство — единое пространство. Вызовы на Балтике делают еще более актуальными вопросы интеграции Союзного государства», — подчеркнул Андрей Русакович.
Другой представитель Белорусского государственного университета, доцент Игорь Авласенко привел примеры, иллюстрирующие особое значение культурной дипломатии, а также рассказал о принципах, благодаря которым такая дипломатия становится эффективной.
«Культурное сотрудничество может стать той базой, на которой будет реформирована система международных отношений в Балтийском регионе», — уверен эксперт.
Также в рамках конференции специалистами-этнологами была затронута тема сохранения малых народов.
Так, Сергей Егоров, старший преподаватель Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, в своем докладе рассказал о значении поддержки вепсов на примере Карелии.
«Карелия уделяет особое внимание защите и развитию вепской культуры. Так с 2018 года в Республике Карелия создаются вепские общины. Кроме того, в регионе возрождают традиции и культуру народа, который стоял у самых истоков древнерусского государства», — рассказал Сергей Егоров.
С докладами о сохранении в России культурного нематериального и материального наследия, уникальных народных обычаев, родного языка выступили специалисты из Санкт-Петербургского государственного университета, Института этнологии и антропологии РАН, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, МГИМО (У) МИД России и другие.
Участники конференции отметили, что «Балтийская платформа» уже стала площадкой, открытой для экспертов и представителей гражданского общества, для всех, кто заинтересован в эффективном развитии балтийского региона.
Подобные проекты и далее будут способствовать созданию нового мира взаимопонимания и взаимного развития в интересах всех стран. Особую роль в таком взаимодействии играют университеты, отметили участники конференции.
«Балтийская платформа» — международная дискуссионная площадка, созданная в июле 2023 года по инициативе ведущих российских вузов и научных институтов: СПбГУ, ИМЭМО им. Е.М. Примакова, МГИМО (У) МИД России, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Институт Европы РАН.