Выборы, «отставка» Залужного и смерть его помощника: на Украине началась грызня за власть
Святослав Князев
Внутренняя политика Украины, находившаяся в состоянии стагнации с 2021 года, неожиданно ожила. По два раза за сутки меняются решения о проведении выборов и о карьерных перспективах главкома ВСУ, а «говорящие головы» по телевизору всерьез пытаются убедить население, что его помощник погиб, перепутав гранату с рюмкой для виски. Многое указывает на то, что на Западе готовы списать в утиль Владимира Зеленского, но бывший комик готов цепляться за власть, даже если для этого понадобится угробить всю страну.
Реальная конкурентная борьба в украинской политике, казалось бы, закончилась еще в 2021 году. Тогда Владимир Зеленский с помощью спецслужб и волюнтаристских санкций практически полностью зачистил реальную оппозицию и независимые СМИ.
Ситуация усугубилась после начала СВО, когда под предлогом борьбы с «агентами Кремля» киевский режим путем внесудебных казней и арестов окончательно растоптал любые ростки инакомыслия и ликвидировал как таковую новостную журналистику, навязав всей стране пресловутый «единый телемарафон». На этом фоне бывший комик пытался создать себе образ «отца нации», а подконтрольные Офису президента (ОП) социологические агентства вещали о том, что его поддерживает 93% населения.
Единственной имеющей реальную власть фигурой, которой приписывали противостояние с Зеленским, все это время был главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный.
Когда подобные слухи стали звучать буквально из каждого утюга, Зе-команда включила «антикриз» в виде постановочных роликов и фотографий Залужного в окружении функционеров ОП или с самим Зеленским. На удивление, это на некоторое время успокоило общественность. Тем более что время шло, а с главкомом ничего плохого вроде бы не происходило. Интрига на время была снята.
Споры представителей киевского режима с западными кураторами по поводу того, стоит ли проводить выборы на фоне военного конфликта, сами по себе долгое время были бессодержательными, так как у Зеленского, обладающего колоссальным административным ресурсом, в любом случае не имелось реальных конкурентов.
Но за несколько последних недель внутриполитическая ситуация на Украине радикально изменилась.
Сразу несколько соцопросов показали, что уровень доверия населения к Зеленскому начал резко снижаться. Группа «Рейтинг» заявила, что количество активных сторонников нынешнего президента за последние несколько месяцев снизилось на 16% — с 58% до 42%. Правда, численность тех, кто его частично поддерживает, оценивается в 40%.
Согласно Киевскому международному институту социологии в мае 2023 года Зеленскому доверял 91% опрошенных, а в октябре 2023 — уже 76%. Не доверяли тогда 7%, а сейчас — 22%. И это в тоталитарной стране, где власть полностью контролирует СМИ, а люди боятся признаваться кому-либо в своей нелояльности по отношению к режиму.
Но опросы были лишь «цветочками». «Ягодками» стали два мощных медиа-удара.
Американский журнал Time вышел с центральной статьей, посвященной украинской тематике. Ее автор Саймон Шустер, ссылаясь на представителей ближайшего окружения Зеленского, камня на камне не оставил от руководства страны. Журналист написал о колоссальных масштабах коррупции на Украине, а также о том, что даже близкие к президенту люди не верят в «пэрэмогу» и намекают на неадекватность главы государства. Кроме того, в материале описываются случаи, когда военные отказываются от выполнения приказа наступать.
В ответ на этот материал так называемый Центр противодействия дезинформации при СНБО попытался намекнуть на мнимую «пророссийскость» журналиста, но это выглядело жалко и смешно — в августе 2022-го Зеленский лично наградил Шустера орденом.
Вряд ли в ОП кто-то ожидал, что пройдет всего несколько дней, и официальный Киев получит значительно более обескураживающий информационный удар.
The Economist опубликовал статью Залужного и интервью с ним. Материалы имели эффект разорвавшейся бомбы. Украинский главком заявил, что прорыва в боевых действиях не будет, и назвал ситуацию на фронте «тупиковой».
Кроме того, он признал большие потери среди солдат и офицеров и критические ошибки в расчетах штабов. По его словам, предполагалось, что ВСУ будут продвигаться на юге со скоростью 30 километров в день (на деле же за четыре месяца общее продвижение составило 17 километров). Отметил Залужный и военно-техническое преимущество российской армии.
Кроме того, главком лайкнул в соцсетях пост экс-советника ОП Алексея Арестовича (в РФ внесен в реестр экстремистов и террористов) следующего содержания: «Нужно менять не людей, а правила. По старым правилам хорошие люди за несколько месяцев становятся плохими. На верные правила подтягиваются новые правильные люди».
На фоне критики с Запада и выступления Залужного киевский режим начал совершать откровенно истеричные политические движения.
6 ноября телеграм-каналы неожиданно распространили заявление депутата Алексея Гончаренко о том, что Зеленский уже дал указание готовиться к очередным выборам президента в конституционный срок — в последнее воскресенье марта 2024 года. ОП официально это заявление подтверждать не стал.
Однако уже несколько часов спустя близкое к соросовским структурам издание «НВ» со ссылкой на свои источники сообщило о том, что в парламенте разработали черновик законопроекта о проведении выборов президента в следующем году на территориях в районе зоны боевых действий. Достоверность документа подтвердила заместитель главы комитета по вопросам организации госвласти Алина Загоруйко (пропрезидентская партия «Слуга народа»). Казалось, что вопрос закрыт. Однако неожиданно все было переиграно.
Зеленский выступил с обращением к населению, заявив, что проводить выборы на Украине «не ко времени». И что развитие этой темы выгодно только России. Фактически он вопреки законам и Конституции сам себя назначил президентом на неопределенный срок.
Но почему все так быстро поменялось? Возможно, это напрямую связано с событиями, происходящими среди украинских военных.
Под Киевом у себя дома от взрыва гранаты погиб помощник Залужного Геннадий Частяков. И сразу же началась «битва версий». В МВД Украины поспешили заявить, что виной всему стало неосторожное обращение с боеприпасом, а потом подкорректировали свои выводы и уточнили — офицер перепутал подаренные ему на день рождения боевые гранаты западного производства с оригинальными рюмками для виски. С таким предположением оказались категорически не согласны жена погибшего и главком ВСУ. Они в один голос заявили, что в подарке находилось взрывное устройство.
Инсайдеры начали указывать на странное совпадение: всего за несколько дней Залужный фактически потерял двух членов своего ближайшего окружения. Зеленский уволил командующего силами специальных операций Украины Виктора Хоменко, а затем при загадочных обстоятельствах погиб Частяков.
На этом фоне депутат Владимир Арьев сообщил о том, что министр обороны Рустем Умеров внес представление об увольнении главкома ВСУ.
Умеров в ответ сказал, что некоторые нечистоплотные политики пытаются расколоть украинское общество. И Арьев вскоре «отозвал» свое заявление. Однако секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что «людям, которые не верят в победу, не место во власти и командовании». Это прозвучало из уст одного из высших руководителей в государственной иерархии Украины, непосредственно приближенного к Зеленскому. Так что даже если отправлять Залужного в отставку пока не собираются, его карьерные перспективы под большим вопросом.
Эксперты и социологи говорят о том, что рейтинг ВСУ в целом и главкома лично сегодня ощутимо выше, чем у Зеленского. И многое указывает на то, что какая-то часть западных элит видит в нем альтернативу президенту. Дело в том, что ситуация в военной сфере стала складываться для официального Киева не лучшим образом, и именно Залужный в роли главы государства мог бы эффективнее любого другого кандидата объяснить украинскому обществу необходимость начала переговоров о болезненном компромиссе — например, о корейском варианте.
Однако Зеленскому, возомнившему себя бессменным императором, такие перспективы совсем не нравятся. И, возможно, именно это стало причиной скороспелого решения об узурпации власти.
Правда, выгоды Москвы при любом исходе столкновения между Зеленским и Залужным сомнительны. Ведь главкома ВСУ сложно заподозрить в симпатиях к РФ, хотя сам факт раздора между киевскими неонацистами не может не радовать. Однако лучшее, что может сделать Россия, это добиться полного прекращения существования созданного на Украине политического монстра.