Русскоязычных превращают в бесправных рабов: на Украине резко обострился «мовный» вопрос
Святослав Князев
На Украине произошло невообразимое — несмотря на прессинг неонацистской пропаганды, почти половина населения признала факт дискриминации по языковому признаку. При этом масштабные скандалы на «мовной» почве происходят практически ежедневно. Украинские националисты публично унижают и травят русскоязычных, а когда те пытаются защищать свои права, устраивают «разборки» и привлекают полицию и СБУ.
Киевский международный институт социологии обнародовал поразительные результаты соцопроса. Исследование показало, что самая масштабная дискриминация в стране проходит по языковому признаку, о наличии которой заявили 45% опрошенных.
При этом еще не так давно в Интернете можно было встретить посты от «русскоязычных» украинцев, которые писали о том, что с их правами якобы все в порядке и им не требуется защита, а часть из них даже подались в ВСУ. Теперь, когда о них начали откровенно вытирать ноги, пришла пора задуматься над тем, что же «прогнило в Датском королевстве». Тем более, количество поводов для размышления растет в геометрической прогрессии.
Масштабный скандал на языковой почве разгорелся недавно в Киеве.
Там две женщины в провокационной и хамской манере начали принуждать таксиста, чтобы он общался с ними по-украински. Мужчина вежливо и сдержанно попросил пассажирок покинуть его машину и отменил заказ, пожелав им всего хорошего. Те, в свою очередь, выложили запись инцидента в Интернет, где она вызвала настоящую баталию.
«Мовный омбудсмен» Тарас Креминь сразу же подготовил заявление в полицию и заявил, что таксисту точно не удастся избежать административного штрафа. «Таксомоторная» компания Bolt, с которой сотрудничал мужчина, заявила, что навсегда заблокировала его аккаунт. Многие люди в ответ начали писать в комментариях, что перестанут пользоваться услугами фирмы, так как поступок уволенного водителя был ответом на неадекватное поведение его клиенток, и пострадал он на ровном месте. Пассажирок при этом комментаторы называли националистками и потребительскими экстремистками.
Тем не менее, компания не приняла таксиста обратно на работу. А представительница неонацистского политического объединения «Свобода», экс-нардеп Ирина Фарион публично призвала «утилизировать» мужчину «в штрафбате».
Обычные «укропатриоты» тем временем оставляют в социальных сетях тысячи оскорблений в адрес водителя и угрожают ему физической расправой. Что решит полиция по данной ситуации, пока непонятно. Но ясно одно — за несколько лет произошедшее вызвало наиболее массовую кампанию русскоязычного населения в защиту свою прав. Пусть даже и в Интернете.
Еще несколько языковых скандалов, пусть и не таких массовых, как киевский, возникло на Украине параллельно.
Некая девушка записала видео, на котором на не очень хорошем украинском заявила, что хотела бы переехать жить в Одессу, но ее останавливают две вещи — частые блэкауты и обилие русскоязычных. Особенно автора записи возмущает тот факт, что по-русски к ней «смеет» обращаться персонал кафе.
«Я не уверена, что смогу это выдержать», — нервно констатирует девушка, которая явно сама на «мове» заговорила совсем недавно.
Впрочем, другая украинка оказалась еще радикальнее. Приехав в Одессу, она так впечатлилась количеством русскоязычных, что потребовала их всех депортировать из родного им города.
В Харькове мужчину арестовали за то, что он потребовал от кассира в магазине, согласно действующей Конституции Украины, обслуживать его по-русски. Причем дома у него изъяли «особо опасную запрещенку» — портрет Владимира Ленина и открытку в честь 23 февраля.
А вот экс-президента Виктора Ющенко возмутил тот факт, что по-русски еще массово разговаривают в Киеве. Он дал интервью, в котором заявил, что на главной улице столицы — Крещатике — только кое-где слышно украинский.
«Я этого никогда не говорил, но у меня возникало чувство, что здесь проходит граница Украины. Причем, тех, кто говорил по-украински, моих соотечественников, — нас намного меньше», — заявил лидер Майдана-2004 года.
Он признался, что не знает, как поступить правильно — решить «проблему русскоязычных» прямо сейчас или оставить ее детям и внукам.
Зато ректор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Владимир Бугров уже «определился». Он приказал окончательно закрыть программы изучения русского и белорусского языков в вузе.
«Это не эмоциональный шаг. Я абсолютно убежден, что в школе учить русский язык и литературу не нужно», — заявил он.
Трагикомичность ситуации заключается в том, что сам ректор — выходец из этнически русской семьи, изучавший марксистско-ленинскую философию в университете и дававший присягу СССР во время службы в рядах Вооруженных сил Советского Союза.
Впрочем, в Киеве активничал не только Бугров, пытающийся отчаянно «перекрыть» нацистским лизоблюдством свое происхождение.
Киевская областная военная администрация с гордостью отчиталась о том, что изъяла из библиотек около 400 тысяч книг на русском языке. Сожгли ли их, согласно традициям идейных предков нынешней украинской власти, или просто сдали на макулатуру — не уточняется.
Команда уже упомянутого выше «мовного омбудсмена» Кремня вышла с несколькими дополнительными предложениями — например, запретить на телевидении русскоязычные комментарии даже гостям эфиров (формально пока что под законодательный запрет не попадавшие) и покончить с русским языком в ВСУ — в том числе, непосредственно в зоне боевых действий.
Однако, несмотря на все усилия «языкового гестапо», переломить население Украины об колено пока что до конца не получилось.
Как показало исследование, проведенное организацией «Спильномова», в Киеве среди детей 5-6 лет только 15% дошкольников активно говорят на украинском языке. Еще 65% могут употреблять часть русских и украинских слов или преимущественно русскоязычные, а 20% «мову» почти не понимают. Такая ситуация вызывает очень сильное раздражение у «патриотической» общественности.
Огромное количество русскоязычных граждан после событий 2014 года в подконтрольных Киеву регионах заняли выжидательную позицию и отказывались верить в то, что на их языковые права начнется наступление. Даже когда русский язык стали официально вытеснять из органов власти, театров, кинематографа, они пытались терпеть. В украинских реалиях коммуникации с властями для многих людей были сведены к минимуму, а русскоязычные версии фильмов можно было скачать из Интернета.
Но настал тот момент, когда на родном языке перестают разрешать общаться даже в быту.
И теперь придется делать выбор — дальше прятаться от реальности и позволять себя унижать или честно признаться в том, что восставшие десять лет назад Крым и Донбасс были полностью правы, и поэтому сейчас нужно следовать их примеру, сбрасывая прозападную нелегитимную хунту Зеленского.