«Балтийская платформа»: спрогнозировать будущее через правду о прошлом и осознание настоящего
Святослав Князев
На этой неделе в Санкт-Петербурге на базе диалоговой площадки «Балтийская платформа» состоится конференция «Большая Балтия: историко-культурное наследие, этнокультурная и образовательная специфика». Проект имеет необходимый интеллектуальный ресурс для того, чтобы представить мощную академическую альтернативу той псевдонаучной фолк-хистори, которую продвигают сегодня западные политики и «мозговые центры» в качестве исторической реальности региона.
9 ноября в Санкт-Петербургском университете состоится конференция «Большая Балтия: историко-культурное наследие, этнокультурная и образовательная специфика». Мероприятие проводится при поддержке администрации Ленинградской области в рамках XI Балтийского форума соотечественников. Будут обсуждаться темы сотрудничества в регионе, сохранения нематериального культурного наследия малых народов, этнокультурные вопросы, а также образовательные проекты на русском языке для русскоговорящих граждан зарубежных стран.
Тематика конференции сверхактуальна. Ведь речь идет о вопросе формирования историко-культурной альтернативы западным «трендам» в псевдонаучных описаниях прошлого и настоящего Балтийского региона, ну и, конечно, о формировании образа его будущего.
Идея создания «Балтийской платформы» была озвучена осенью 2022 года. Она прозвучала на Российско-белорусском форуме по вопросам безопасности и сотрудничества «Рубежи Союзного государства», проходившем в Светлогорске Калининградской области.
Политолог и журналист-международник Александр Носович заявил тогда о целесообразности создания «большой дискуссионной площадки, которая стала бы полным региональным аналогом "Валдайского клуба", Санкт-Петербургского экономического форума» и прочих подобных российских проектов. При этом он подчеркнул, что у «Балтийской платформы» должны быть особые тематические акценты, так как вопросы геополитики и безопасности сейчас важнее для калининградцев, чем экономические. Идею активно поддержали ключевые участники форума.
Уже в июле 2023 года в Калининграде состоялась официальная презентация «Балтийской платформы» в качестве площадки для диалога между научными сообществами разных стран.
В правительстве области подчеркнули, что она была создана для совместного обсуждения проблем и их решений в странах Балтийского региона.
«В непростых условиях сегодняшней политической и экономической действительности мы, в том числе наши зарубежные коллеги, которые могут относиться к нам враждебно, должны понимать, что мы вынуждены жить и существовать рядом, в одном региональном пространстве — экологическом, социальном и даже культурном. Страны Балтийского региона никуда не денутся от проблем защиты окружающей среды, изменения климата, сохранения культурного и исторического разнообразия и многих других, в том числе природных и техногенных чрезвычайных ситуаций», — заявил директор Института мировой экономики и международных отношений им. Примакова РАН Федор Войтоловский.
Участники открытия «Платформы» отметили, что даже если иностранцы пока что не захотят участвовать в диалоге, такая ситуация не будет сохраняться вечно.
И вот в рамках деятельности «Балтийской платформы» уже проводятся конкретные мероприятия. Выбор историко-культурного акцента весьма удачен.
Прозападные политические элиты Прибалтики и их хозяева сегодня делают все возможное для искажения исторической реальности региона с целью воздействия на существующую систему межнациональных отношений.
Средневековая Русь была тесно связана с балтийским регионом — именно в северной части восточнославянских земель фактически зародилась древнерусская государственность. Рюрика ученые из числа сторонников норманнской теории считают скандинавом, а значительная часть антинорманистов — представителем славян, живших на южных берегах Балтийского моря.
Причем вне зависимости от того, кем в этническом плане были первые Рюриковичи, выходцы из Скандинавии, судя по летописным свидетельствам и археологическим источникам, играли достаточно важную роль в этнокультурной и политической жизни средневековой Руси. Объективное изучение этих связей могло бы стать важной точкой пересечения гуманитарных интересов между современными российскими и скандинавскими учеными.
Но еще более обширна тема связей России и русских с населением Литвы, Латвии и Эстонии.
Прибалтийские правые политики и их «прислуга» из числа псевдоученых-конъюнктурщиков пытаются стереть русский фактор в истории формирования местных народов, но с научной точки зрения это просто абсурдно.
Значительная часть территории современных Латвии и Эстонии еще в средние века входила в состав Древнерусского государства. Позже они были захвачены крестоносцами, а потом переходили из рук в руки европейских держав. При этом местное коренное население пребывало в бесправном состоянии. По итогам Северной войны эти земли вошли в состав России. А в конце XVIII века в результате разделов Речи Посполитой частью Российской империи стала и Литва.
В XIX столетии Россия обеспечила устойчивое социально-экономическое, инфраструктурное, образовательное и культурное развитие жителям Прибалтики. В регионе строились заводы и фабрики, массово возникали учебные заведения, театры и средства массовой информации, появилась железная дорога.
Более того, российские власти покровительствовали развитию местных национальных культур — именно под властью Санкт-Петербурга у латышей и эстонцев фактически возникла устойчивая этническая идентификация.
На фоне Октябрьской революции и Гражданской войны огромная доля населения Прибалтики разделила идеи большевиков, видя свое будущее в союзе с Советской Россией. И только из-за вмешательства западных держав в регионе были установлены правые режимы, а у официальной Москвы, вынужденной вести войну на несколько фронтов, просто не хватило сил, чтобы оказать достаточную поддержку единомышленникам.
Вступление Прибалтийских республик в состав СССР в 1940 году поддержали многие жители Латвии, Литвы и Эстонии. Тысячи представителей местного населения сражались в годы Великой Отечественной войны в рядах Красной армии и советских партизанских отрядов, а после Победы участвовали в уничтожении оставленного гитлеровцами коллаборационистского бандподполья.
В послевоенный период Советский Союз превратил преимущественно аграрные республики, находившиеся на периферии Европы, в свою «витрину» с мощной промышленной и научно-технической базой и объективно высоким уровнем жизни. К сожалению, во времена позднего СССР многие местные жители попали под влияние националистической пропаганды, которой стремительно слабеющий Центр ничего не смог противопоставить.
В итоге, получив «независимость», Прибалтика пережила катастрофическую деиндустриализацию и, несмотря на брюссельские дотации, оказалась в состоянии перманентного социально-экономического кризиса.
Сейчас она опять находится на задворках Европы, как и сто лет назад. Однако, как подсказывает объективный исторический опыт, такое положение вещей может оказаться не вечным. Жители Литвы, Латвии и Эстонии способны рано или поздно осознать, что нынешние элиты ведут их к пропасти, и поддержать резкий поворот во внешнеполитическом курсе республик. И в этом случае балтийские исследования и наличие готовой площадки для диалога окажутся бесценны. Поэтому создание «Балтийской платформы» — это инициатива, в буквальном смысле устремленная в будущее.