Россия и Беларусь устраняют визовые преграды и создают единый рынок труда
Всеволод Шимов
C 26 октября в России упрощается миграционный режим для граждан стран ЕАЭС — с этого дня они смогут вставать на учет самостоятельно. Для этого необходимо иметь личный кабинет на портале государственных услуг Российской Федерации, а также регистрацию в единой системе идентификации и аутентификации. В перспективе это может привести к созданию единого рынка труда, а наглядным примером успешного сотрудничества в данном направлении являются действия Москвы и Минска в рамках Союзного государства.
Формирование единой миграционной политики, свободное перемещение граждан между странами, равные возможности для трудоустройства — все это является важными атрибутами любого интеграционного объединения.
Следует отметить, что в рамках Союзного государства достигнута более высокая степень взаимодействия в данной сфере, что определяется положениями Концепции миграционной политики, принятой в ноябре 2021 года. Одним из основных направлений совместной работы Москвы и Минска является и противодействие незаконной миграции, представляющей угрозу безопасности обеих стран.
Союзное государство предусматривает равенство прав для граждан России и Беларуси. Пограничный контроль между странами сведен к минимуму, поэтому россияне и белорусы могут свободно перемещаться в обоих направлениях.
В нынешнем году Москва и Минск заключили соглашение о взаимном признании виз. Это некий аналог шенгенского соглашения, в соответствии с которым иностранцы с белорусской визой смогут также въехать на территорию России и наоборот.
Этот документ готовился достаточно долго и не без проблем. Тема необходимости формирования «союзного шенгена» начала обсуждаться около 15 лет назад, однако длительное время дело не двигалось с мертвой точки. Более того, в вопросах визового и миграционного законодательства Россия и Беларусь фактически двигались в разных направлениях, никак не синхронизируя свои действия друг с другом.
Как следствие у обоих государств сформировался различный миграционный режим и визовая политика, что стало приводить к достаточно болезненным недоразумениям.
В 2014 году Беларусь принимала Чемпионат мира по хоккею и в одностороннем порядке ввела безвизовый въезд для его посетителей. Это вызвало опасения со стороны Москвы, поскольку в условиях открытой белорусско-российской границы многие иностранцы, приехавшие посмотреть на соревнования, пытались заодно посетить и Россию, не имея соответствующей визы.
Впоследствии Беларусь сделала безвизовый режим для граждан 80 иностранных государств постоянным, а срок пребывания на территории республики для них продлила до 90 дней. Эти меры были приняты в рамках политики «открытых дверей» и политической либерализации, которую официальный Минск проводил в соответствии с действовавшим тогда многовекторным курсом.
Однако, поскольку данные действия не были согласованы с Россией, та в одностороннем порядке ввела паспортный контроль на границе с Беларусью. Кроме того, белорусские рейсы в российских аэропортах были перемещены из внутренних терминалов в международные.
Конечно, все это противоречило духу Союзного государства, и вопрос о «союзном шенгене» оказался переведен в практическую плоскость.
В 2018 году в качестве пробного шага взаимное признание виз было введено на период проведения Чемпионата мира по футболу, который принимала Россия. Для иностранных болельщиков организовали въезд через белорусско-российскую границу по трем автомобильным и трем железнодорожным переходам, а также авиатранспортом. Аналогичный режим вводился и в 2019 году на период проведения II Европейских игр в Беларуси.
Однако окончательное урегулирование данного вопроса затянулось до 2023 года. Более того, документ пока не вступил в силу и по-прежнему имеются существенные ограничения. Беларусь и Россия все еще до конца не унифицировали свою визовую политику, так что если у одной из стран действует безвизовый режим с каким-то иностранным государством, а у другой — нет, передвигаться свободно по всей территории Союзного государства зарубежный гость не может. В частности под это соглашение не попадает большинство из тех 80 стран, с которыми Беларусь ввела односторонний безвиз.
Тем не менее, несмотря на оговорки, соглашение о взаимном признании виз, подписанное Москвой и Минском, можно считать важным шагом к общей миграционной политике в рамках Союзного государства.
Снятие визовых и миграционных ограничений должно способствовать формированию общего рынка труда России и Беларуси. Более того, в перспективе он может расшириться за счет присоединения стран — участниц ЕАЭС. Опять же, Союзное государство как интеграционное объединение более высокого ранга здесь на шаг впереди.
Устранение подобных барьеров способствует высокому уровню трудовой миграции между странами. Многие граждане Беларуси едут в российские мегаполисы в поисках более высокого уровня зарплат. Как трудовой ресурс белорусы высоко ценятся в России благодаря уровню своей квалификации и профессиональным качествам, а также отсутствию культурного и языкового барьеров.
Со своей стороны, россияне также находят место на белорусских предприятиях и производствах. В частности, значительную часть персонала Белорусской АЭС по-прежнему составляют граждане России.
Общий рынок труда будет способствовать реализации значимых совместных белорусско-российских проектов, подобных атомной станции. Унификация трудового и миграционного законодательства позволит экономикам обеих стран функционировать как единое целое, не делая принципиальных различий между их гражданами.
Конкуренция за трудовые ресурсы в новых условиях будет стимулировать рост благосостояния и выравнивать социально-экономические контрасты между разными регионами.
Очевидно, чтобы не допустить массового перетока рабочей силы в регионы с более высоким уровнем зарплат (прежде всего в российские мегаполисы), придется прибегать к мерам экономического стимулирования. Взаимная открытость экономик Беларуси и России также позволит проводить более гибкое управление трудовыми ресурсами и направлять их на приоритетные проекты в обеих частях Союзного государства.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН