«Один пояс — один путь»: форум в Китае стал символом подлинной многополярности
Святослав Князев
В Пекине состоялся третий форум «Один пояс — один путь». В число его центральных событий вошли визит Владимира Путина и его переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. Подводя итоги мероприятия, эксперты много говорили об экономике и политике, но на самом деле его глобальное значение намного актуальнее. Встреча такого уровня, на которую не пригласили почти никого из «евроатлантических» лидеров, стала символом нового цивилизационного устройства мира и его подлинного отхода от «западноцентричной» модели.
В Пекине состоялся третий форум «Один пояс — один путь». Этот проект был сформулирован китайским лидером Си Цзиньпином еще в 2013 году, когда он предложил объединить «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» воедино ради быстрой и экономически рентабельной доставки товаров в государства Евразии и Африки. В его рамках было решено сформировать несколько логистических коридоров с ключевыми точками в самом Китае, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Иране, Турции, Германии и России.
Программа должна была решить вопросы экономической интеграции, создания объединенной транзитной транспортной инфраструктуры, активизации расчетов в национальных валютах, ликвидации инвестиционных барьеров и консолидации усилий в гуманитарной сфере.
С 2013 по 2023 год «Один пояс — один путь» привлек инвестиций более чем на триллион долларов США и позволил реализовать около трех тысяч новых проектов.
В 2017 и 2019 годах прошли первый и второй форумы, в которых участвовали делегации из примерно полутора сотен стран. Нынешний отличался от предыдущих кардинально. Ранее на подобные мероприятия массово приезжали лидеры стран ЕС и связанных с Западом международных организаций.
Теперь же единственным представителем Евросоюза стал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. По информации китайских СМИ, официальный Пекин просто не стал приглашать европейцев, чтобы сконцентрироваться на тех, кто действительно важен для КНР.
По мнению большинства экспертов, главным гостем форума стал Владимир Путин.
На открытии мероприятия он произнес речь первым после Си Цзиньпина, а затем провел с ним трехчасовые закрытые переговоры. Кроме того, президент России встретился с главами Вьетнама, Венгрии, Таиланда и Монголии.
МИД КНР позитивно оценил встречу российского и китайского лидеров:
«Переговоры глав двух государств были откровенными, дружественными и глубокими. Стороны обменялись мнениями по таким вопросам, как двустороннее деловое сотрудничество, многостороннее сотрудничество в рамках строительства инициативы "Один пояс — один путь", а также о ситуации между Палестиной и Израилем».
Впрочем, полная гармония в межгосударственных отношениях была заметна даже без этого комментария — по заявлениям самих Путина и Си Цзиньпина.
Во время открытия форума президент России назвал экономический проект Китая важным, глобальным, ориентированным в будущее и нацеленным на создание многополярного мира.
«Китайская идея "Один пояс — один путь" логично вписывается в многосторонние усилия по укреплению созидательного и конструктивного взаимодействия в масштабах всего мирового сообщества… Мы неоднократно отмечали, что Россия и Китай, как и большинство государств мира, разделяют стремление к равноправному, взаимовыгодному сотрудничеству в целях достижения всеобщего устойчивого и долгосрочного экономического прогресса и социального благополучия при уважении цивилизационного многообразия и права каждого государства на собственную модель развития.
Выстраиваемая на таких базовых принципах инициатива "Один пояс — один путь" хорошо стыкуется с развивающимися в различных регионах интеграционными процессами. Она созвучна и российским идеям по созданию такого интеграционного контура, где бы в полной мере обеспечивалась свобода торговли, инвестиций, труда, была бы налажена взаимосвязанная инфраструктура», — подчеркнул Путин.
В свою очередь, Си Цзиньпин открыто поддержал внешнеполитический курс официальной Москвы.
«Китай поддерживает российский народ в следовании по выбранному им пути национального возрождения и защиты государственного суверенитета, безопасности и интересов развития», — заявил он.
Кроме того, Си Цзиньпин отметил, что КНР не приемлет блоковую политику и выступает против односторонних санкций.
Главы России и Китая сделали также немало заявлений, посвященных экономическим аспектам сотрудничества. Путин, например, рассказал о том, что годовой торговый оборот между странами скоро преодолеет отметку в 200 млрд долларов.
Многие конкретные договоренности, судя по всему, пока остались конфиденциальными, но о некоторых достижениях в двусторонних отношениях России и Китая СМИ уже сообщили.
В частности, КНР и РФ подписали крупнейший контракт на поставку зерновых — почти на 2,5 трлн рублей. Кроме того, будет создан фонд развития авиапромышленности примерно на 100 млрд рублей. Глава «Газпрома» Алексей Миллер анонсировал выход объемов поставок газа в Китай на уровень бывшего экспорта в Западную Европу.
По итогам визита Путин дал пресс-конференцию, в ходе которой прокомментировал не только отношения с КНР, но и ряд других актуальных международных вопросов. В частности, российский президент назвал удар по госпиталю в Газе катастрофой и ужасным событием, призвав как можно быстрее заканчивать ближневосточный конфликт.
Передачу Соединенными Штатами ракетных вооружений Украине он охарактеризовал как очередную ошибку, и отметил, что для Киева это только продлевает агонию, а Орбана назвал «провенгерским политиком», который имеет мужество отстаивать интересы своего народа.
Что мы имеем в сухом остатке? Помимо очевидно успешной экономической составляющей форума для России, можно констатировать еще два важных момента.
Первый — очевидный. Говорить об «изоляции» РФ просто смешно. Китайское руководство всеми своими протокольными действиями демонстрировало уважение и дружественный настрой по отношению к России. Позитивного отношения к Москве не скрывали и другие государства, даже те, которые придерживаются подчеркнутого нейтралитета в нынешнем геополитическом противостоянии.
Второй момент — глубже, обширнее и судьбоносней. При обсуждении масштабного международного проекта Запад оказался банально не нужен. Его просто не посчитали необходимым позвать, хотя к самому проекту он отношение имеет, вот только в качестве не субъекта, а объекта. И это при том, что каких-то 30 лет назад политологи и философы кричали о «конце истории» и глобальной победе Запада в планетарных масштабах.
Ну и где все это? Форум «Один пояс — один путь» оказался символом подлинной многополярности и цивилизационной свободы от западного диктата.
Что же касается конкретных перспектив, то сама программа, инициированная в свое время Си Цзиньпином, делает еще более актуальными другие интеграционные проекты на евразийском пространстве и в частности Союзное государство России и Беларуси, через которое проходит один из ключевых логистических коридоров в направлении Восток — Запад. Рано или поздно политическая пена, поднятая русофобами, схлынет, а возможности останутся.