Предательская доля Домбровского: экс-депутат Сейма Латвии сбежал от российского правосудия
Лиза Юшкова
Экс-министр и экс-депутат Сейма Латвии Вячеслав Домбровский с трудом ускользнул от российского правосудия в киргизской столице Бишкеке, куда ранее прибыл на преподавательскую работу после бесславного завершения политической карьеры. Наперебой давая интервью на родине, он расточает медовые похвалы латвийскому МИД, сумевшему договориться о его бегстве. Эта история обросла различными версиями одна красочнее другой, но что случилось на деле и кто же такой Вячеслав Домбровский?
В этнократической Латвии Домбровский в 2013 году стал первым за 23 года русским министром. Его тогда делегировала Партия реформ, которую под лозунгами «борьбы с олигархами» сколотил после роспуска XI Сейма его инициатор, экс-президент Валдис Затлерс.
Хороший врач-ортопед, поднятый на политический Олимп маленькой республики на заседании местных воротил в Рижском зоопарке, запомнился тем, что первым в истории страны с официальным визитом посетил Москву в декабре 2010 года. Организовывал поездку тогдашний руководитель Канцелярии Рижского замка, а ныне президент Эдгар Ринкевич.
Почувствовав, что переизбраться на второй срок ему не светит, Затлерс зашел с козырей: предложил «свежачок» электорату, уставшему от невыполненных обещаний аксакалов.
Под крылом Партии реформ собрали бойких интеллектуалов. К ним примкнул и Домбровский — натурализованный в 1997 году гражданин Латвии, внук советского офицера и член правления местного Фонда Сороса, подвизавшийся на преподавательской ниве в Стокгольмской высшей школе экономики. Помимо Латвийского университета, он прошел «школу молодого бойца» в университете Кларка в США.
Избранный в XII Сейм в 2011 году Домбровский какое-то время возглавлял парламентскую фракцию своей партии, а потом был выдвинут в министры образования сразу после бунтаря Роберта Килиса. Трезвомыслящий, но пьющий Килис пытался перебороть лоббизм в государственных вузах, ставших приводным ремнем политической номенклатуры в освоении европейских грантов и прибежищем для отставных парламентариев и министров.
Его скинули, поставив на этот пост «лояльного русского». Домбровский был новичком в подковерной борьбе и ожидаемо ушел в отставку менее чем через год, получив взамен портфель министра экономики в январе 2014 года. Тем временем наскоро сколоченная партия Затлерса рушилась, а боевой костяк во главе с Ринкевичем двинул в сторону хозяев политической арены — партии «Единство».
Домбровский на выборах 2014 года не прошел, немного «подежурил» в депутатском кресле вместо ставшего министром финансов Яниса Рейрса, а в апреле 2015 года заявил об уходе из политики и сложил мандат.
Всего через полгода он анонсировал первый в Латвии исследовательский центр (think tank по-американски) Certus. Его поддержали не олигархи-приватизаторы, а представители молодой генерации — Эрнест Бернис и Олег Филь из банка ABLV. Избрав своим символом быка, они стремились превратить Ригу в растущий финансовый центр в подражание биржевикам с Уолл-стрит.
Задачей Certus были анализ и выработка концепций. И они появились: экспорт образования, IT, обрабатывающая промышленность. В 2018 году стала законом программа освобождения от подоходного налога реинвестированной прибыли, что немного приблизило Латвию к соседям, у которых аналогичная реформа состоялась гораздо раньше.
Цитируемость Домбровского привлекла партию «Согласие».
На выборах 2018 года лицо Вячеслава красовалось на рекламных автобусах вместе с лидером Нилом Ушаковым. Умницу экономиста даже прочили в премьеры. Результаты голосования ошеломили: Домбровского поддержали свыше 120 тысяч избирателей. Он говорил, что ему импонирует интернационализм «Согласия», ведь по отцу он украинец — Галущенко, — а воспитал его русский отчим, чью фамилию он и принял.
В отличие от многих коллег, декларировавших «защиту русских», Домбровский тогда не кривил душой: его дочь и сын от первого брака учились в Рижской 10-й средней школе по программе для национальных меньшинств.
Что-то сломалось в 2020 году, когда член правления «Согласия» покинул и партию, и фракцию, оставшись тем не менее депутатом Сейма. Его былая принципиальность куда-то испарилась.
Или стала выборочной: когда в ходе «капитального ремонта» финансовой системы правительство и Банк Латвии «завалили» банк его былых патронов — ABLV, Домбровский промолчал. Зато заклеймил партнера по вновь создаваемой партии «Республика» Сандиса Гиргенса за присвоение служебного мобильника. Может, дело было в депутатской зарплате и кредитных обязательствах на 200 тысяч евро, которые следовало погашать?
Домбровского не было на голосовании в Сейме 12 мая 2022 года, когда парламент дал ход петиции о сносе Памятника освободителям Риги. Однако при утверждении свежеиспеченного для этого акта вандализма закона «О запрете экспонирования на территории Латвийской Республики объектов, прославляющих советский и нацистский режим, и их демонтаже» он проголосовал «за» — в отличие от фракции «Согласие» и даже некоторых латышских депутатов (Алдиса Гобземса, Карины Спруде).
Как известно, Следственный комитет России возбудил уголовное дело в связи с разрушением памятника в Риге.
Готовность «дать правовую оценку действиям всех лиц, принимавших решение о сносе монумента, для привлечения их к ответственности» и настигла Галущенко-Домбровского в Бишкеке. Сбежав от ареста, бывший депутат тешит себя надеждой, что ему удастся сохранить ангажемент в киргизской Академии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Ведь другой работы у него нет, а кредиты на сумму 165 тысяч евро остались.