В Латвии «языковое гестапо» не в силах научить детей читать по-латышски
Лиза Юшкова
Ситуация в сфере образования Латвии с каждым годом становится все плачевнее. В исследовании базовых навыков школьников, проведенном международной Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), республика скатилась с передовых позиций в арьергард: с 5 места на 23-е. Это может показаться странным, ведь на различные программы в данной области выделяются многомиллионные субсидии Евросоюза.
Например, на проект Министерства образования «Увеличить поддержку учреждениям общего образования для развития индивидуальных компетенций учащихся» с 2017 года выделено 34 млн евро, из которых Еврокомиссия предоставила 29 млн.
Конфуз с падением уровня школьного обучения в стране рассматривался 26 сентября на заседании Комиссии латвийского Сейма по образованию, науке и культуре, где о своих трудах отчитывался Центр содержания образования. Именно он получил печальную известность в начале учебного года сомнительными методичками по распознаванию «социальной» половой принадлежности для четвероклассников.
Немалые европейские деньги были потрачены на рабочие материалы «для развития навыков чтения и знакомства с современной литературой», «дополнительные занятия в парах по пересказу и прогнозированию», «передачи для учеников 5–8 классов, в которых современные авторы знакомят со своими книгами».
Может показаться, что соискатели многомиллионных грантов ломятся в открытую дверь, обучая детей тому, что делалось в начальной школе испокон веку — например, пересказывать прочитанное или писать изложение.
Вероятно, также авторы проекта хотели подкормить тощую ниву латышской литературы, давно забывшей о славе и тиражах советской эпохи (не говоря уже о предоставлении писателям престижных квартир и творческих отпусков в санаториях, а также хлебных должностей в литературных журналах).
Увы, этот корм оказался не в коня. Ладно, что результаты выпускных централизованных экзаменов по всем предметам ухудшаются год от года, а по математике уже 10 лет не дотягивают до 30%. Это боль высших учебных заведений, которым не из кого выбирать абитуриентов ввиду слабой подготовки последних. На международном уровне это не обсуждается.
Другое дело — итоги исследования Programme for International Student Assessment (PISA), курируемое ОЭСР. Тут провал налицо: падение с 5 на 23-е место по уровню базовых навыков школьников.
Министерство образования в своем обычном бюрократическом стиле пообещало парламентариям «улучшить подготовку учителей», «создать альтернативные учебники латышского языка для 1-9 классов», «развивать радость чтения в начальной школе».
«На деле у Министерства нет конкретного видения, как решить проблему слабых навыков чтения, — считает политик Илзе Стобова. — Оно до сих пор не обработало и не представило результаты централизованных экзаменов 2023 года, потому что боится признать: их низкие оценки во многом объясняются тем, что ученики 9 и даже 12 класса не понимают сути предложенного задания. То есть проблемы с чтением и усвоением текста существуют и у них. А если молодой человек не понимает прочитанного, он не может и изложить это на письме».
Констатировав проблему, Минобразования задумало переложить ее на плечи родителей: они должны будут предъявить при подаче заявления в школу справку о том, что их ребенок умеет читать.
Видимо, роль учебного заведения в таком случае сведется к тому, чтобы внушить детям остро необходимые концепции транссексуальности и разнообразия половых принадлежностей.
Не парадоксально ли, что титанические усилия властей по укреплению государственного латышского языка привели к обратному результату: из-за общего падения качества образования дети все хуже читают, пишут и считают даже на родном языке?
Ситуация в так называемых школах с модулем преподавания для нацменьшинств (так иезуитски назывались до последней латышизации бывшие русские школы) катится к катастрофе: начав учебный год с дефицитом свыше тысячи педагогов из общего числа в 21 тысячу, система образования снова столкнулась с волной заявлений на увольнение.
Причиной стали новые проверки со стороны «языкового гестапо» — так учителя называют Центр по контролю качества образования.
Если педагог не пройдет тест, ему грозит отстранение от работы на три месяца без выплаты зарплаты. При неудаче на повторной экзаменовке его уже лишают удостоверения о владении государственным языком, а, значит, вообще любой работы. Чтобы избежать такого сценария, преподаватели и пишут заявление на увольнение по собственному желанию.
Вспоминается встреча с молодой женщиной, которая по программе переселения соотечественников этим летом перебралась в Россию. Учитель математики, физики и электротехники, она моментально нашла себе вакансию в техникуме областного значения.
«Мне в Риге предлагали преподавать сразу в четырех школах и зарплату четыре тысячи евро. Но я уже пережила весенние проверки знания латышского языка, когда был риск остаться без средств к существованию с двумя детьми на руках. И я отказалась. Не хочу, чтобы кто-то имел возможность меня третировать», — сообщила она.
Тем временем общественный резонанс вызвали издевательства на почве «принуждения к латышскому» не только взрослых, но и маленьких детей.
В одном из детских садов директор распорядилась наказать девочку: заставить ее 10 раз приседать в присутствии других воспитанников за каждое слово, сказанное по-русски. Об этом случае рассказал депутат Елгавской думы Андрей Пагор, после чего была начата проверка Министерства образования.
Интересно, что осрамившаяся директриса не принесла публичных извинений и не стала объектом уголовного преследования за издевательство над ребенком, а всего лишь заявила, что будет искать… другие методы наказания за родную речь.