Украина — утопающий или утопленник? Польша беспощадно дрессирует Зеленского
Святослав Князев
Ни одна из западных стран в последнее не дрессировала киевский режим так жестко, как это делают сейчас поляки. Похоже, официальная Варшава нащупала болевые точки украинских властей. Если в ближайшее время не произойдет ничего из ряда вон выходящего, Украина будет вынуждена пойти на компромисс с Польшей по ряду болезненных для себя вопросов. Это может иметь далеко идущие политические последствия.
Владимир Зеленский умудрился довести отношения со своим главным европейским союзником — Польшей — до того, что оказался под огнем критики даже со стороны польской либеральной оппозиции.
«Это была очень печальная ситуация. Конечно, Владимир Зеленский преувеличил. Он увлекся. Он не должен был говорить такие слова», — прокомментировал на днях мэр Варшавы Рафал Тшасковский выступление украинского президента в ООН, где тот сравнил позицию Варшавы с «игрой в политическом театре» и «триллером с зерном».
Тшасковский — представитель оппозиционной «Гражданской платформы». Фактически в Польше нет больше сил, которые бы однозначно симпатизировали Киеву.
Трения между странами продолжаются с весны, когда поляки инициировали на уровне ЕС запрет на ввоз украинского зерна в восточноевропейские государства. Однако осенью конфликт резко обострился.
15 сентября 2023 года истек срок данного эмбарго. Несмотря на позицию профильных брюссельских структур и всех стран Восточной Европы, требовавших продлить ограничения, Еврокомиссия так поступать не стала. Тогда соседи Украины (за исключением Болгарии) сделали это сами в одностороннем порядке, чем вызвали приступ бешенства в Киеве.
Перед этим представители команды Зеленского отпускали публичные колкости в адрес соседей и явно рассчитывали на то, что восточноевропейские члены ЕС не посмеют пойти против воли Брюсселя. Но вышло все по-другому.
Венгрия не просто не отменила эмбарго на украинскую агропродукцию, но и дополнительно запретила ввоз еще 25 продуктов, которые ранее не обсуждались, включая мясо. Аналогичным образом поступила и Польша, добавившая в список муку и корма. Словакия и Румыния продлили старые запреты.
Более того, Польша, Венгрия и Словакия приняли решение бойкотировать координационную платформу по украинскому зерну в Брюсселе из-за угроз Киева инициировать разбирательства в ВТО.
Лидеры киевского режима обиделись и во Всемирную торговую организацию иск все-таки подали, назвав действия соседей неприемлемыми.
«Для нас принципиально важно доказать, что отдельные государства-члены не могут запрещать импорт украинских товаров», — заявила министр экономики Украины Юлия Свириденко.
При этом Польшу, Венгрию и Словакию неожиданно поддержала Хорватия, которая также заявила о том, что закупать украинское зерно не будет и ограничится предоставлением своих транзитных возможностей.
Но киевский режим никак не мог угомониться и начал угрожать соседям в дополнение к иску в ВТО «расследованиями» и «санкциями».
А Зеленский выдал речь в лучших традициях стендапа, совершенно неприемлемую с точки зрения дипломатии:
«Мы запустили временный экспортный коридор в Черном море. Мы работаем над сохранением сухопутных маршрутов. Тревожно видеть, как в это время некоторые в Европе подрывают солидарность и устраивают политический театр, делая из зерна триллер. Может показаться, что они играют собственную роль, но они помогают подготовить сцену для московского актера».
Ответ последовал незамедлительно.
«Было бы хорошо, если бы Украина помнила, что она получает от нас помощь и что мы являемся транзитной страной и для нее тоже», — жестко заявил президент Польши Анджей Дуда.
Киев, на свою беду, не продемонстрировал умения читать между строк и не смог вовремя остановиться, продолжая грозить соседям.
Агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщило о том, что Польша, скорее всего, сократит финансовую поддержку миллионам украинских беженцев, которых она принимает. Они лишатся льгот на проживание и трудоустройство, мест в школах, социальных пособий и бесплатного медобслуживания.
А Дуда развил свою мысль об отношениях с киевским режимом в еще более откровенном ключе:
«Каждый, кто когда-то участвовал в спасении утопленника, знает, что он невероятно опасен, что он может затянуть тебя на глубину… Это немного похоже на ситуацию между Польшей и Украиной… Мы должны действовать так, чтобы защитить себя, чтобы утопленник не причинил нам вреда, потому что если он утопит нас, то не получит помощи. Поэтому мы должны заботиться о своих интересах, и мы будем делать это эффективно и решительно».
При этом над угрозой встречного эмбарго со стороны Украины в Варшаве просто посмеялись.
Министр сельского хозяйства Роберт Телюс заявил, что Польша эти санкции точно переживет. Польский премьер Матеуш Моравецкий при этом уточнил, что может расширить перечень товаров, подлежащих запрету на ввоз, еще больше. Он подчеркнул, что высказывания Зеленского были сделаны «не к месту». Более того, в Варшаве «на ковер» вызвали украинского посла.
В МИД Украины в ответ призвали поляков «отбросить эмоции» и взять за основу украинский вариант урегулирования проблем в двусторонних отношениях.
В дискуссию неожиданно включился экс-советник Офиса президента (ОП) Алексей Арестович, подвергший власти Украины ироничной критике.
«Я думаю, что мы не дорабатываем. Нужно объявить Польше войну», — заявил он. И назвал то, чем занимается команда Зеленского, политическим самоубийством.
В свою очередь, действующий советник главы ОП Михаил Подоляк объявил, что кризис будет разрешен, а Варшава продолжит поддерживать Киев. Но что-то снова пошло нет так.
Ответ поляков оказался абсолютно обескураживающим. Моравецкий в эфире телеканала Polsat объявил, что Польша перестает передавать Украине оружие, так как оно нужно ей самой.
Кроме того, в Варшаве заявили об обнаружении вредных веществ в украинском зерне. Контрольная палата республики утверждает, что из 73 образцов сальмонелла была обнаружена в 17, пестициды — еще в 17, ГМО — в 11, миотоксины — в шести. Еще были найдены ртуть, кадмий, свинец и железо в 35% проб.
Дальше — больше. Дуда демонстративно заявил, что у него нет времени на встречи с Зеленским в ходе мероприятий ООН в Нью-Йорке, а Моравецкий жестко предупредил: «Я хочу сказать президенту Зеленскому, чтобы он больше никогда не оскорблял поляков, как он это сделал недавно во время своего выступления в ООН. Поляки этого не допустят».
Глава МИД Польши Збигнев Рау отметил, что на поддержку Украины в последнее время уходило до 3% ВВП страны.
После этого Зеленский резко поумерил свой пыл и неожиданно посетил Польшу, рассыпаясь в благодарностях за оказываемую помощь. Однако это не принесло ожидаемого эффекта.
«Мы, конечно, справимся, если Украина не хочет и не стремится дружить с Польшей. Мы в НАТО, у нас сильная армия, мы в ЕС, у нас хорошо функционирующее государство. Украина сейчас в беде, и она должна заботиться о том, чтобы Польша ее поддерживала. Если нет, не надо ее принуждать», — заявил по радио госсекретарь Канцелярии президента Марчин Пшидач.
А польское следствие «внезапно» объявило о том, что ракетный удар по территории Польши в прошлом году был нанесен из украинского комплекса С-300. Причем формулировки были избраны самые жесткие — произошедшее назвали «убийством двух фермеров».
На Украине, похоже, поняли, что все идет не очень хорошо. В итоге в срочном порядке были инициированы переговоры с Минсельхозом Польши. Киевский режим «поплыл» и пообещал Варшаве масштабные самоограничения. От «гидности» и апломба, с которыми Зеленский в последнее время общался с Западом, не осталось и следа.
Ряд экспертов видит в действиях Польши исключительно предвыборную игру и предполагает, что в октябре она может снова смягчиться. Но эта версия не похожа на правду. Уж слишком масштабным оказалось информационное наступление польских властей на Зеленского и его команду.
Все указывает на то, что Варшава жестко загоняет киевский режим «на вилы»: или тотальное подчинение (которые, возможно, в перспективе оформится официально), или «свободное плавание» без малейших перспектив. Причем США в этот конфликт вмешиваться не стали, назвав его «суверенным делом».
Грандиозные антироссийские провокации, устроенные Зеленским, привели не к росту авторитета Украины, а к ее тотальному унижению и к утрате даже жалких остатков ее суверенитета. Собственно, кто за что боролся…