Прорыв страховой блокады: Россия и Беларусь обходят западные препоны
Всеволод Шимов
С сентября заработала белорусско-российская система автострахования «Синяя карта», пришедшая на смену «зеленке», действие которой было прекращено в связи с западными санкциями еще 30 июня. Конечно, поездки в Европу для автовладельцев из России и Беларуси остаются проблематичными, учитывая дискриминационную политику Брюсселя. Однако инициатива Москвы и Минска в перспективе может выйти за рамки Союзного государства и стать подлинно международной.
В области автострахования фактически повторяется та же история, что случилась в банковско-финансовой, когда из-за отключения от западных финансовых инструментов Беларусь и Россия были вынуждены перейти на собственные аналоги (расчетная система «МИР»). Впрочем, вся история белорусско-российского импортозамещения строится на этом.
Зависимость от международных институтов в любой сфере оборачивается санкциями и шантажом, поскольку сам термин «международный» в большинстве случаев оказывается лишь эвфемизмом «западного».
После приостановки членства в системе «Зеленая карта» белорусским автостраховщикам удалось договориться с тремя странами о продлении действия ранее выданных полисов на один год — до 28 июня 2024-го. На этот период по документу, выданному в Беларуси, можно будет въехать в Россию, Азербайджан и Турцию. Однако вопроса о переходе на альтернативную платформу эта временная мера, естественно, не снимает.
«Синяя карта» позволит водителям Беларуси и России оформлять полисы для поездок между двумя странами. Таким образом, логистика внутри Союзного государства не пострадает и избавится от зависимости от очередного западного инструмента.
В целом «правила игры» практически не изменятся. Более того, до 1 января 2024 года в рамках новой системы будут выдаваться бланки «Зеленой карты», а документы нового образца появятся уже с будущего года.
Есть и важный нюанс. Выплаты по страховкам будут осуществляться в валюте страны, где произошло ДТП.
Ранее такие платежи проводились в евро. Таким образом, введение «Синей карты» повышает валютно-финансовую независимость Беларуси и России от Евросоюза.
«Зеленая карта» была инструментом, привязывавшим оба государства к логистической системе ЕС, так как участниками данного соглашения были прежде всего страны Европы и Балкан, а также Турция, Иран, Тунис, Марокко. При этом приостановка членства в этой системе создала и ряд трудностей для белорусских и российских страховщиков.
Особенно ощутимой эта проблема стала для Беларуси как транзитной страны, граничащей с ЕС. В связи со страховой «блокадой», устроенной в рамках «Зеленой карты», официальному Минску пришлось вырабатывать ряд компенсационных мер.
31 июля был принят Указ № 240 «О международном страховании», призванный решить проблемы автовладельцев, выезжающих за рубеж после прекращения действия «Зеленой карты». В этой связи Белорусское бюро по транспортному страхованию получило полномочия от имени Беларуси участвовать в альтернативных системах, а также заключать двусторонние договоры об обязательной автогражданской ответственности с другими странами, в том числе не участвующими в каких-либо международных объединениях.
Очевидно, что именно двусторонние соглашения станут для белорусских страховщиков основой, поскольку другие межгосударственные системы («Оранжевая карта», «Коричневая карта», «Красная карта») затрагивают регионы, географически удаленные от Беларуси, а значит, подобные документы вряд ли будут пользоваться спросом в республике.
Впрочем, это вряд ли решит наиболее актуальную для белорусов проблему поездок в Европу.
Страны — участники ЕС, даже будь у них желание заключить двустороннее соглашение с Беларусью, не смогут этого сделать, поскольку страховые полисы, выданные любой из них, автоматически действуют на всей территории Евросоюза, а значит, подобный договор попросту обессмыслит сами европейские санкции в области автострахования. Более того, рассчитывать, что на это пойдут пограничные Литва, Польша и Латвия, не приходится, так как политику, которую они проводят в отношении Беларуси, вряд ли можно назвать конструктивной и дружественной.
Кроме того, Указ № 240 отменил норму об обязательном страховании машины для поездки за рубеж и необходимости предъявлять страховку на границе. Это даст автовладельцам возможность покупать полис уже на территории страны въезда.
Благодаря этим мерам транспортного коллапса на границе Беларуси и ЕС удалось избежать. Впрочем, теперь белорусы оказываются в зоне риска из-за возможного завышения тарифов европейскими страховщиками. Система «Зеленой карты» с фиксированными ставками позволяла избегать подобных спекуляций.
Что касается российских водителей, то для них подобной проблемы больше не существует в принципе, после того как Евросоюз полностью закрыл въезд для автомобилей с номерами РФ.
Таким образом, европейская практика двойных стандартов продолжается. Если белорусский автовладелец может, пусть и с проблемами, попасть на своем авто в ЕС, то российский — уже нет.
В этой связи высказывались предположения о возможном росте спроса на автомобили с белорусской регистрацией среди граждан РФ. Однако другие ограничения, введенные Евросоюзом против россиян, вплоть до запрета на провоз личных мобильных телефонов, делают эту опцию бессмысленной.
Что касается «Синей карты», то в перспективе эта платформа может выйти за рамки Союзного государства и стать подлинно международной. В первую очередь следует проработать вопрос о ее распространении на ЕАЭС, хотя к ней могут присоединяться и другие дружественные страны за пределами постсоветского пространства. Впрочем, можно не сомневаться, что Запад приложит все усилия, чтобы вставить палки в колеса этой инициативе.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН