Политика Политика

Прорыв страховой блокады: Россия и Беларусь обходят западные препоны

С сентября заработала белорусско-российская система автострахования «Синяя карта», пришедшая на смену «зеленке», действие которой было прекращено в связи с западными санкциями еще 30 июня. Конечно, поездки в Европу для автовладельцев из России и Беларуси остаются проблематичными, учитывая дискриминационную политику Брюсселя. Однако инициатива Москвы и Минска в перспективе может выйти за рамки Союзного государства и стать подлинно международной.

В области автострахования фактически повторяется та же история, что случилась в банковско-финансовой, когда из-за отключения от западных финансовых инструментов Беларусь и Россия были вынуждены перейти на собственные аналоги (расчетная система «МИР»). Впрочем, вся история белорусско-российского импортозамещения строится на этом.

Зависимость от международных институтов в любой сфере оборачивается санкциями и шантажом, поскольку сам термин «международный» в большинстве случаев оказывается лишь эвфемизмом «западного».

После приостановки членства в системе «Зеленая карта» белорусским автостраховщикам удалось договориться с тремя странами о продлении действия ранее выданных полисов на один год — до 28 июня 2024-го. На этот период по документу, выданному в Беларуси, можно будет въехать в Россию, Азербайджан и Турцию. Однако вопроса о переходе на альтернативную платформу эта временная мера, естественно, не снимает.

«Синяя карта» позволит водителям Беларуси и России оформлять полисы для поездок между двумя странами. Таким образом, логистика внутри Союзного государства не пострадает и избавится от зависимости от очередного западного инструмента.

В целом «правила игры» практически не изменятся. Более того, до 1 января 2024 года в рамках новой системы будут выдаваться бланки «Зеленой карты», а документы нового образца появятся уже с будущего года.

Есть и важный нюанс. Выплаты по страховкам будут осуществляться в валюте страны, где произошло ДТП.

Ранее такие платежи проводились в евро. Таким образом, введение «Синей карты» повышает валютно-финансовую независимость Беларуси и России от Евросоюза.

«Зеленая карта» была инструментом, привязывавшим оба государства к логистической системе ЕС, так как участниками данного соглашения были прежде всего страны Европы и Балкан, а также Турция, Иран, Тунис, Марокко. При этом приостановка членства в этой системе создала и ряд трудностей для белорусских и российских страховщиков.

Особенно ощутимой эта проблема стала для Беларуси как транзитной страны, граничащей с ЕС. В связи со страховой «блокадой», устроенной в рамках «Зеленой карты», официальному Минску пришлось вырабатывать ряд компенсационных мер.

31 июля был принят Указ № 240 «О международном страховании», призванный решить проблемы автовладельцев, выезжающих за рубеж после прекращения действия «Зеленой карты». В этой связи Белорусское бюро по транспортному страхованию получило полномочия от имени Беларуси участвовать в альтернативных системах, а также заключать двусторонние договоры об обязательной автогражданской ответственности с другими странами, в том числе не участвующими в каких-либо международных объединениях.

Очевидно, что именно двусторонние соглашения станут для белорусских страховщиков основой, поскольку другие межгосударственные системы («Оранжевая карта», «Коричневая карта», «Красная карта») затрагивают регионы, географически удаленные от Беларуси, а значит, подобные документы вряд ли будут пользоваться спросом в республике.

Впрочем, это вряд ли решит наиболее актуальную для белорусов проблему поездок в Европу.

Страны — участники ЕС, даже будь у них желание заключить двустороннее соглашение с Беларусью, не смогут этого сделать, поскольку страховые полисы, выданные любой из них, автоматически действуют на всей территории Евросоюза, а значит, подобный договор попросту обессмыслит сами европейские санкции в области автострахования. Более того, рассчитывать, что на это пойдут пограничные Литва, Польша и Латвия, не приходится, так как политику, которую они проводят в отношении Беларуси, вряд ли можно назвать конструктивной и дружественной.

Кроме того, Указ № 240 отменил норму об обязательном страховании машины для поездки за рубеж и необходимости предъявлять страховку на границе. Это даст автовладельцам возможность покупать полис уже на территории страны въезда.

Благодаря этим мерам транспортного коллапса на границе Беларуси и ЕС удалось избежать. Впрочем, теперь белорусы оказываются в зоне риска из-за возможного завышения тарифов европейскими страховщиками. Система «Зеленой карты» с фиксированными ставками позволяла избегать подобных спекуляций.

Что касается российских водителей, то для них подобной проблемы больше не существует в принципе, после того как Евросоюз полностью закрыл въезд для автомобилей с номерами РФ.

Таким образом, европейская практика двойных стандартов продолжается. Если белорусский автовладелец может, пусть и с проблемами, попасть на своем авто в ЕС, то российский — уже нет.

В этой связи высказывались предположения о возможном росте спроса на автомобили с белорусской регистрацией среди граждан РФ. Однако другие ограничения, введенные Евросоюзом против россиян, вплоть до запрета на провоз личных мобильных телефонов, делают эту опцию бессмысленной.

Что касается «Синей карты», то в перспективе эта платформа может выйти за рамки Союзного государства и стать подлинно международной. В первую очередь следует проработать вопрос о ее распространении на ЕАЭС, хотя к ней могут присоединяться и другие дружественные страны за пределами постсоветского пространства. Впрочем, можно не сомневаться, что Запад приложит все усилия, чтобы вставить палки в колеса этой инициативе.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
22 сентября 2023
Власти стран Прибалтики все больше превращаются в коллективный русофобский паноптикум, готовый на все, лишь бы выслужиться перед Западом. При этом в большинстве случаев они находятся в авангарде любых инициатив, направленных против России, даже если те отдают откровенным абсурдом. Одним из таких примеров является заявление официальных лиц Литвы, Латвии и Эстонии о том, что на своей территории они собираются отбирать у граждан РФ автомобили, смартфоны, одежду и другие личные вещи.
21 сентября 2023
Автомобили с российскими номерами, находящиеся в Эстонии, в течение шести месяцев должны быть зарегистрированы в стране или вывезены из нее. Об этом заявил министр внутренних дел балтийской республики Лаури Ляэнеметс.
22 сентября 2023
Государственная компания Lietuvos geležinkeliai («Литовские железные дороги») предлагает в следующем году повысить на 46% тарифы на грузы, перевозимые в контейнерах транзитом через Клайпедский порт.
22 сентября 2023
Москва и Минск учитывают угрозы, которые могут исходить от Польши. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.