Терпение на исходе: европейцы устали от конфликта на Украине
Николай Ульянов
Кто бы что ни говорил, в Восточной Европе сегодня нет никаких мифических пророссийских сил. Местные элиты держат нос по ветру и ориентируются исключительно на смену политического климата в США. Все различия между ними заключаются в том, интересы какой именно американской партии ближе властям в конкретной стране. Правда, спустя более чем полтора года с начала СВО часть тамошних политиков наконец начала признавать очевидное — Россию не победить и надо договариваться.
Многие считают, что республиканцы в США занимают более пророссийскую позицию, чем демократы. Однако это, мягко говоря, далеко от истины. Они просто смотрят на происходящее на Украине под углом грядущего противостояния Вашингтона и Пекина. Например, когда Дональд Трамп оказался не у дел, он только и делал, что критиковал Джо Байдена за то, что тот вынудил РФ и КНР сблизиться.
Рейтинг предыдущего президента США сегодня постоянно растет, поэтому в западных СМИ регулярно выходят статьи о том, что в случае его второго пришествия в Белый дом НАТО вскоре распадется.
Это станет для проамериканских режимов Восточной Европы настоящей катастрофой, ведь Вашингтон перестанет нуждаться в их услугах.
Впрочем, пока что до выборов еще далеко. Сейчас же США предпринимают отчаянные попытки удержать свое влияние в Старом Свете.
В то же время наблюдается усталость европейского общества от противостояния с Россией. Ситуация там очень похожа на ту, что сложилась на Украине, где население долгое время кормили сказками о скорой победе над РФ. Но столкнувшись с гигантскими экономическими и военными потерями, быстро сменили риторику, заявив, что надо готовиться к затяжному конфликту.
Сегодня в ЕС заправляют политики, которые с рвением выполняют приказы команды Байдена по разрушению европейской экономики. Долго ли протянет «старушка» Европа при таких руководителях, неясно. Возможно ли, что к власти там в будущем придут силы, способные избавиться от влияния американских демократов?
Да, но здесь есть свои нюансы:
— процесс отрезвления европейцев от санкционного угара лишь начался, и в каждой стране он имеет собственную специфику из-за местных политических раскладов;
— критика со стороны европоцентричных политиков в адрес нынешней администрации Белого дома вовсе не означает их теплых чувств к республиканцам. «Слоны», понятное дело, тоже никуда из Европы уходить не собираются, чтобы не потерять инструмент для сдерживания России;
— возможность для изменения status quo на континенте напрямую зависит и от расклада сил в самих США. Причем нельзя теоретически исключать того варианта, что партийная борьба там в перспективе может перейти в стадию гражданской войны.
С другой стороны, в полном крахе Штатов не заинтересован никто, в том числе и в Москве.
В последнее время отдельные политические силы в Европе начали понимать, что Россия никуда не денется и с ней придется сосуществовать и далее.
Так, глава МИД Австрии Александр Шалленберг признал ошибочной политикой «культуру отмены» в отношении всего русского. А по мнению премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, идея разрушения России со стороны Запада — чистое безумие. Но кто сказал, что нынешнее руководство США и ЕС не попытается «отменить» те силы в Европе, которые выступают против их линии на войну с РФ?
В странах Восточной Европы в большинстве своем у власти все еще находятся верные марионетки Вашингтона, которые, несмотря на жесткий экономический кризис, продолжают рьяно поддерживать киевский режим. Хотя местные жители все меньше разделяют «воодушевление» собственных руководителей в деле финансирования Зеленского и компании.
И на это у них есть несколько причин:
— последствия санкций в виде энергетического кризиса, инфляции, роста цен, падения доходов;
— израсходование средств на гуманитарную и военную помощь для Киева;
— огромные суммы на поддержку беженцев, из-за чего местным жителям приходится «затягивать пояса»;
— сами беженцы, из которых лишь часть пытается интегрироваться, остальные же предпочитают жить на выплачиваемые пособия. К тому же с момента массового прибытия украинцев по всей Европе фиксируется рост криминала (что пытаются замалчивать власти и полиция).
В декабре прошлого года чешское издание Parlamentní listy уже публиковало материал, где фиксировались негативные тенденции в вопросе одобрения продолжения помощи Украине в странах Вышеградской четверки.
Обвала поддержки киевского режима тогда не случилось, но стало понятно, что местные жители не готовы к затяжному конфликту.
Согласно данным опроса, проведенного словацким аналитическим центром GLOBSEC и американской НКО National Endowment for Democracy, наиболее доброжелательно к украинцам относятся в Польше (85% респондентов), в Венгрии (82%), в Чехии (73%), а вот в Словакии этот показатель заметно ниже — 42%. При этом на вопрос, стоит ли снижать поддержку беженцев, в Польше и Венгрии положительно ответили 54% опрошенных, а в Чехии и Словакии 46% и 68% соответственно.
Позиции стран Восточной Европы в противостоянии Запада и РФ заметно различаются. Самой ярой поддержкой киевского режима выделяется Польша (правящая партия которой ориентируется на американских демократов), все еще питающая иллюзии нанести поражение России и готовящаяся к оккупации Западной Украины.
В свою очередь, наиболее сдержанно ведет себя Венгрия (сторонница республиканцев), руководство которой заявляет о готовности выступить в качестве посредника с целью мирного урегулирования конфликта. Все остальные страны региона колеблются между этими двумя полюсами. При этом Варшава на высшем уровне не раз заявляла, что поддерживает Киев исключительно в собственных интересах.
Совершенно глупо ожидать, что в Восточной Европе, где проукраинская пропаганда ведется в режиме 24/7, в ближайшее время найдутся симпатизанты России. Этого там не будет. Но то, что некоторые политики, по крайней мере, стали признавать очевидное — что Россию не сломить санкциями и не победить на поле боя, — уже большой прогресс.
Поэтому стоит продолжать СВО до победного конца. Чем хуже будет экономическая ситуация в европейском тылу киевского режима, тем больше тамошнее население станет задавать неудобные вопросы и поддерживать силы, выступающие за примирение с Москвой.