Тюрьма, больница или окопы: что ждет сторонников каноничной церкви на Украине
Михаил Рыбкин
На Украине киевский режим продолжает гонения на каноническую УПЦ. Ее священнослужителей сажают в тюрьму, доводят до предсмертного состояния, штрафуют за каждую мелочь, а прихожанам под присмотром полиции раздают повестки во время крестных ходов. При этом раскольникам из ПЦУ сходят с рук поджоги и захваты храмов, а крепких молодчиков из числа ее сторонников никто на фронт отправлять не собирается.
Пять лет с конфискацией имущества
Такой приговор 7 августа был вынесен Винницким городским судом митрополиту Тульчинскому Ионафану (Елецких). Еще 11 октября прошлого года сотрудники СБУ провели у него обыск, который сам он назвал «заказным». При этом силовики обнаружили некие «пророссийские листовки», что и стало причиной обвинений аж по четырем статьям УК Украины.
74-летнему архиерею вменяли «действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти»; «посягательство на территориальную целостность Украины»; «оправдание агрессии РФ против Украины»; «нарушение равноправия граждан в зависимости от их религиозных убеждений». Сам владыка говорил, что его называют «самым большим злодеем Украины».
Во время заседания суда сторона защиты обращала внимание на запись обыска, которая свидетельствовала о вбросе листовок. Конечно, это было проигнорировано.
Митрополит намерен подавать апелляцию: «Бог правды и истины на моей стороне, и это исповедание для меня как православного христианина и архиерея — главная победа!» Винницкая областная прокуратура также недовольна вердиктом: «Мы просили суд наказать Елецких на 6 лет, суд приговорил к 5-ти. Для нас этот год важен».
Почему именно 74-летний священник стал жертвой такого сурового решения? Владыка Ионафан — видная, авторитетная фигура, представитель «старой гвардии» архиереев УПЦ, противостоявших в 1990-е годы раскольникам «Киевского патриархата». Известен он и как церковный композитор, автор «Чернобыльской литургии».
Митрополит Павел: инфаркт на свободе
Однако власти могут проявить своеобразный «гуманизм» к заключенному в тюрьму священнослужителю. Так, митрополит Павел (Лебедь), наместник Киево-Печерской лавры, 14 июля 2023 года Соломенским судом Киева был отправлен в Лукьяновское СИЗО. При этом заключение предусматривало и возможность его освобождения после внесения залога (33 млн 330 тысяч гривен). Но прокурор посчитал эту сумму недостаточной и потребовал увеличить ее до 60 млн гривен.
Такой своеобразный государственный рэкет.
Средства для выкупа митрополита собирали, как говорится, всем миром в различных храмах и на сайте УПЦ. К 7 августа необходимое количество пожертвований было получено, и владыку Павла освободили. Однако СБУ сообщила, что это не означает снятия с него уголовной ответственности.
Он так же, как и раньше, обязан носить электронный браслет, не должен покидать место жительства без уведомления следователя, общаться с потерпевшими и свидетелями по его делу, по первому требованию обязан являться к следователю и прокурору. Пережитое сказалось на здоровье 62-летнего митрополита, и 14 августа он перенес операцию в одной из киевских больниц. Причиной стал острый инфаркт миокарда.
Штраф за кавычки
Поводом для судебного разбирательства могут стать самые, казалось бы, незначительные поводы. Так, в Днепре (бывший Днепропетровск) 21 августа суд вынес приговор священнику Свято-Покровского храма УПЦ, который имел неосторожность написать аббревиатуру ПЦУ в кавычках на своей странице в соцсети. Его обязали выплатить штраф в размере 3400 гривен, а 9009 он должен заплатить за экспертизу, которая определила, что данная форма записи оскорбительна для прихожан этой неканонической церковной организации.
Опечатанные корпуса Лавры
Лавра остается главной «горячей точкой» в религиозном противостоянии. 10 августа хозяйственный суд принял решение в пользу государственного заповедника «Киево-Печерская лавра». Фактически теперь изгнание монахов оттуда стало делом времени. 11 августа представители администрации опечатали 54-й и 58-й гостиничные корпуса монастыря; внутри находились верующие, которым был разрешен только выход из зданий.
Полиция запрещает передавать этим людям продукты и воду, заблокировав вход в Лавру для прихожан. Теперь они исповедуются и причащаются через решетку забора.
При этом глава заповедника Максим Остапенко высказывал «креативные» идеи: будто бы он отбирает здания, чтобы использовать их для нужд военных, раненых и для размещения пленных.
Переезд Киевской духовной академии
Власти объявили студентов и преподавателей Киевской духовной академии и семинарии, расположенных в Лавре, «посетителями» и запретили им находиться на территории заповедника. В итоге было принято решение о переезде этих учебных заведений в Киевский Покровский Голосеевский монастырь. А 22 августа украинский Минкульт утвердил списки людей, которые могут быть допущены внутрь святыни. Это только монахи. Ни семинаристы, ни послушники монастыря, ни даже сам глава УПЦ митрополит Онуфрий там не значатся.
Повестки для паломников
Еще одним событием, вызвавшим резкую реакцию властей, стал крестный ход из Каменца-Подольского в Почаевскую лавру, начавшийся 19 августа. Он проводится уже почти два века (включая годы Великой Отечественной войны и период господства атеизма), но в этом году проходил в особых условиях. Совет обороны Хмельницкой области специально запретил массовые религиозные мероприятия на это время, а мэр Каменец-Подольского Михаил Поситко назвал ход провокацией.
Во дворе городского собора расположились представители военкоматов и выдавали мужчинам призывного возраста повестки.
Также на блокпосту возле села Атаки был развернут автобус с паломниками, ехавшими из Черновицкой области. А 18 августа в 12 километрах от Каменец-Подольского полиция и сотрудники СБУ остановили транспорт верующих из Ровно, часть которых решила добираться до города своим ходом, а оставшихся силовики сопроводили до границы Тернопольской области.
22 августа депутаты Тернопольского, Волынского и Ровенского облсовета тоже запретили проведение крестного хода. Отличился также Волочисский горсовет из Хмельницкой области, отказавший паломникам в праве проходить через населенные пункты своей территориальной общины.
При этом данные запреты являются незаконными, так как нарушают конституционное право украинцев на проведение мирных собраний, походов и демонстраций.
Как отмечают юристы УПЦ, ограничить передвижения верующих можно только по решению суда, которого нет. Однако, несмотря на все действия властей, паломники вышли, блокируемые полицией и радикалами (им почему-то повестки не раздают), а дороги им приходилось обходить по полям. В итоге утром 26 августа в Почаевскую лавру пришло около 10 тысяч человек.
Может, киевский режим, руководствуясь соображениями безопасности, препятствует проведению массовых мероприятий и других религиозных организаций? Ничего подобного! Греко-католики, например, 18 августа проводили паломничество по случаю 10-летия освящения собора УГКЦ в Киеве, а 7 июля — ход к Улашковскому монастырю в Тернопольской области. И никто им не мешал.
Кому достанется церковная земля на проспекте Червоной Калины?
Финальным аккордом религиозной драмы, произошедшей во Львове, стало решение, принятое местным горсоветом 23 августа. Он постановил передать земельный участок бывшего Владимирского прихода УПЦ на проспекте Червоной Калины в собственность ПЦУ.
Напомним, что многострадальный храм не раз подвергался атакам радикалов (его обклеивали листовками с изображением Сталина, дважды поджигали), а 6 апреля 2023 года он был по решению городских властей снесен экскаватором.
Теперь в этом месте раскольники планируют построить кафедральный Преображенский собор. И очень не хотелось бы, чтобы произошедшее во Львове стало символом и предзнаменованием судьбы УПЦ в масштабах всей Украины.