«Мовные» метаморфозы: Зеленский жонглирует данными о доле русскоязычных на Украине
Святослав Князев
На Украине не оставляют попыток вылепить-таки единую «правильную» нацию. Главным препятствием на этом пути является «маленькая» проблема — большинство населения страны все еще предпочитает общаться на русском языке. Поэтому киевский режим идет на любые подтасовки и тиражирует результаты сомнительных социологических исследований, лишь бы исправить не устраивающую его реальность.
Одесский подросток, которого подвергла травле народный депутат Наталья Пипа за исполнение песен Виктора Цоя на улице во Львове, снова оказался в центре скандала. В этот раз он попытался сыграть в своей родной Одессе одну из самых знаменитых песен российской панк-группы «Король и Шут» — легендарного «Лесника», написанного еще в 1991 году.
Однако к парню и его друзьям подошла полиция и намекнула, что если они продолжат исполнять произведения на русском языке, к ним может подойти кто-то еще и «поговорить по-другому». При этом никаких нареканий со стороны горожан в адрес молодых людей не наблюдалось.
Киевский режим активно продолжает построение на подконтрольных ему территориях чудовищной антиутопии, избрав языковой вопрос одним из своих инструментов. И дело тут не только в уличных музыкантах.
Социологическая группа «Рейтинг» обнародовала результаты соцопроса, проведенного на Украине 16–20 августа 2023 года. Выглядят они довольно странно.
Когда социологи поинтересовались у своих собеседников, что они считают главным проявлением патриотизма, 46% якобы ответили, что «донаты и волонтерство», 45% — общение на украинском, около трети — участие в боевых действиях, четверть — изучение истории Украины. Многие ознакомившиеся с его итогами отметили удивительную особенность: получается, что местные жители считают перечисление нескольких гривен на зачастую сомнительные счета более значимым, чем сражение за свои «идеалы» на передовой.
Более того, согласно этому исследованию, украиноязычное население страны считает объединяющими факторами для народа «мову», поддержку ВСУ и вступление в НАТО/ЕС, а русскоязычное — экономический рост.
Сугубо «языковая» часть опроса еще любопытнее.
Согласно ему, почти 60% жителей Украины якобы общаются дома только по-украински, 30% — по-русски и по-украински одновременно и лишь 9% — только по-русски. При этом 82% назвали своим родным языком украинский, а 16% — русский. Среди перемещенных лиц и беженцев, находящихся за рубежом, украинский родным является для 70%.
И вот на этом месте возникает масса вопросов. Во-первых, ситуация «домашнего двуязычия» почти трети населения выглядит абсолютно абсурдно. Теоретически, конечно, такое возможно — например, когда в семье живет теща, переехавшая из села или из другого региона, однако подобные случаи — скорее исключение. Большинство семей создаются все же в рамках единой этнокультурной среды, в результате чего супруги между собой и со своими детьми, как правило, общаются на одном языке.
Во-вторых, множество видео, записанных на Украине на протяжении последнего года, свидетельствуют о широчайшем распространении русского языка, несмотря на политический фактор.
По-русски массово продолжают общаться между собой даже боевики ВСУ и жители Киева. Что уж говорить о населении Одессы или Харькова.
В-третьих, многочисленные независимые исследования, проведенные за последние 15–20 лет, указывают на то, что русский язык все это время на самом деле был наиболее распространенным в быту среди граждан Украины.
Так, согласно исследованиям американского Института Гэллапа, проведенного в 2008 году, 83% опрошенных украинцев предпочли использовать для интервью «великий и могучий».
Анализ предпочтений пользователей Google, произведенный на основании обработки популярных поисковых запросов в 2014 году, показал, что около 76% населения Украины использовали при «общении с компьютером» русский язык, 13% — английский и 10% — украинский.
Почему теория (опросы о «родном» языке) так сильно отличается от практики (того, какой язык люди используют в обиходе)?
Эксперты утверждают, что корень проблемы — в скользких трактовках термина «родной язык». Значительная часть опрашиваемых выстраивает в голове специфическую логическую схему: «Раз я гражданин Украины, а папа с мамой в свидетельстве о рождении указаны украинцами, значит, и родной язык у меня должен быть украинским». Однако с лингвистической точки зрения подобные умозаключения совершенно некорректны. Родной — это первый функциональный язык и никакой другой.
Процессу фальш-украинизации не первый год и не первое десятилетие. В ходе переписи населения, прошедшей на Украине в 2001 году, русский язык назвали родным 29,6% граждан. При этом опрос Фонда «Общественное мнение», проведенный в 2002-м, показал, что 75% жителей областных центров в быту общаются по-русски.
Но даже на этом фоне доля русскоязычных и считающих русский язык родным по версии «Рейтинга» упала неправдоподобно сильно. Никакими естественными причинами такое объяснить невозможно.
И здесь напрашивается два возможных вывода.
Первый: значительная часть русскоязычного населения под влиянием агрессивной пропаганды и террора начинает отвергать объективную реальность, называя белое черным. Люди, всю жизнь говорившие с родными и близкими по-русски, просто выдумывают, что якобы общаются на «мове».
Второй: киевский режим, и без того использующий фейковые соцопросы в качестве информационного оружия, в целях манипуляции общественным мнением заставляет социологов выдавать совершенно нереальные цифры.
Возможно, истина где-то посередине. Но в любом случае ситуация тревожная.
Если относительно гибкая психика взрослых людей еще подлежит восстановлению, то дети, растущие в такой обстановке, могут быть буквально покалечены подобным «дуализмом».
Из них отчаянно пытаются сделать манкуртов, полностью оторванных от корней и реальности. Поэтому жителям Украины давно пора отдать себе отчет в том, что из себя представляет режим, захвативший власть в стране. Обманывать себя, оттягивая момент прозрения, возможно, проще. Но завтра может оказаться уже поздно прозревать.