Политика Политика

Тревожный звонок: на Украине обеспокоились из-за отставки правительства Латвии

На прошлой неделе из-за разногласий в правящей коалиции в отставку ушло правительство Латвии. Разразившийся политический кризис наложился на экономический, в котором страна пребывает уже больше года, и выхода из него не видно. Но, как ни странно это покажется, будущим латвийской политики едва ли не больше, чем в самой прибалтийской республике, озабочены на Украине. И на то имеются веские причины.

После того как 14 августа премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш объявил об уходе в отставку, в стране разразился политический кризис, который также называют «коалиционным». По мнению многих аналитиков, его истоки кроются в процессе выбора президента республики.

Дело в том, что кандидатуру будущего победителя — Эдгара Ринкевича — выдвинула партия «Новое единство», лидером которой является Кариньш. Но этот шаг оказался не согласован с партнерами по парламентской коалиции — правыми партиями «Объединенный список» и «Национальное объединение». Подобная скрытность неудивительна: бывший глава латвийского МИД является открытым гомосексуалистом, так что консерваторы вряд ли одобрили бы данную креатуру экс-премьера.

В итоге избраться на пост главы государства (напомним, в Латвии президента выбирает Сейм) Ринкевичу помогла оппозиция в лице «Партии "зеленых" и крестьян» и «Прогрессивных».

После этого правящая коалиция затрещала по швам.

Тем не менее Кариньш решил избегать резких движений, отказавшись от переформатирования объединения. Вместо этого он задумал просто-напросто расширить его за счет упомянутых оппозиционеров. Надо ли говорить, что эта идея не понравилась представителям «Объединенного списка» и «Нацобъединения», которым в этом случае пришлось бы поступиться министерскими портфелями — по крайней мере, их частью.

В общем, через пару месяцев после избрания президента все тот же Кариньш заявил о невозможности расширения коалиции, вместо чего, по его мнению, «Новому единству» целесообразно было бы создать новую — с участием «Зеленых» и «Прогрессивных».

Но тут вмешался новоизбранный президент. Надо думать, вряд ли он сильно заинтересован в появлении силы, которая при случае могла бы серьезно оппонировать его действиям. В этой связи парламентский раздрай Ринкевичу с его видением будущего политического ландшафта Латвии может быть даже выгоден.

Как бы то ни было, после разговора с ним Кариньш неожиданно согласился на сохранение действующей коалиции. Правда, выдвинув при этом ряд условий: кроме ротации министерских портфелей предполагалось подписание декларации о необходимости усиления работы в ряде проблемных сфер.   

Однако, как видно, окончательного компромисса достичь так и не удалось, в результате чего Латвия осталась без правительства. К этому стоит добавить — и без четких перспектив выхода из тяжелого кризиса, в котором она сегодня пребывает.

Ситуация в местной экономике аховая, а обязательства государства и бизнеса не подкреплены соответствующими активами. То есть страна фактически живет в долг. Латвия в «лидерах» по убыли населения — от почти трех миллионов жителей в советский период осталось около 1,8 миллиона.

И даже эта цифра продолжает стремительно уменьшатся: во-первых, из республики бегут все, кто только может, особенно молодежь, во-вторых, смертность в стране давно уже превышает рождаемость. А в этом году так вообще поставлен теперь уже национальный антирекорд — количество новорожденных экстремально низкое.

Буквально во всех слоях общества нарастает недовольство — что, к слову, ставит под вопрос стабильность любой новой коалиции. Неспроста же Кариньш вдруг заговорил во всеуслышание о том, что «для развития государству необходимо сильное и динамичное правительство, которое может принимать сложные решения».   

Подтвердил экс-премьер и свое намерение сосредоточиться на поддержке преемника, кандидатуру которого выдвинет «Новое единство». Кого же предлагают Латвии в архисложный период ее истории? Считается, что следующим премьером может стать Эвика Силиня.

Биография у нее весьма неоднозначная: в 1990-е работала в адвокатской конторе, которая оказывала услуги в том числе и известным местным криминальным авторитетам. Позже она принимала непосредственное участие в так называемом «капитальном ремонте финансового сектора» республики, но не особо преуспела в этом. Неудивительно, что свои сбережения она предпочитает хранить не на родине, а в Австрии.

Традиционный вопрос: чего в складывающейся ситуации России стоит ожидать от нового правительства Латвии? И традиционный же ответ: ничего принципиально нового.

Политологи в один голос утверждают, что при нынешних обстоятельствах какая бы коалиция ни сложилась, какое бы правительство во главе с каким бы то ни было премьером ни сформировалось, внешнеполитический курс официальной Риги останется безусловно русофобским и антироссийским. Стоит помнить, что Латвия, как и остальные страны Балтии, фактическим суверенитетом не обладает, находясь под внешним управлением из-за Атлантического океана. И будет вести себя в точности так, как прикажут из Вашингтона.

В общем, с одной стороны, поводов для оптимизма на латвийском направлении у РФ нет, но с другой — нет причин и особенно огорчаться. По крайней мере, перспективы республики выглядят вполне предсказуемыми и малопривлекательными.

А вот где всерьез обеспокоены последними событиями в Латвии и уже здорово по этому поводу напряглись, так это на Украине.

В условиях политической нестабильности и почти гарантированно связанной с ней чехарды правительств возрастает риск того, что поддержка киевского режима, которой официальная Рига всегда так гордилась, сократится, причем значительно. И если до этого Латвия могла себе позволить потратить (по словам все того же Кариньша) на помощь Украине 1,3% собственного ВВП, то теперь о таких суммах в Киеве остается только мечтать.

Потому сейчас с берегов Днепра следят так пристально за тем, что делается на Западной Двине. Впрочем, как и за текущей политической обстановкой в Литве с Эстонией. Ибо любые общественные потрясения в Прибалтике могут означать снижение интереса к Украине, что Зеленского и компанию, конечно, раздражает и пугает.

Впрочем, только ли республики Балтии могут преподнести киевскому режиму неприятные сюрпризы? Эксперты утверждают, что и в целом по ЕС наблюдается откровенная усталость от непрекращающегося украинского попрошайничества. А вот насколько крепко держатся нынешние правительства других стран «объединенной Европы», станет ясно уже очень скоро.

Читайте также
18 августа 2023
Польша вместе с республиками Прибалтики продолжает нагнетать обстановку на границах с Беларусью, стягивая туда все больше войск и техники. Кроме этого, вполне возможно, что в ближайшем будущем они заблокируют все погранпереходы со своей стороны, даже несмотря на перспективу этой мерой вогнать в глубочайший кризис экономики всех стран Европы. Если проанализировать, для чего и в интересах кого именно это делается, то подобные истеричные «телодвижения» перестают напоминать бред сумасшедшего.
18 августа 2023
Следует констатировать тот факт, что власти Литвы, с февраля прошлого года инициировавшие и поддерживавшие многочисленные антироссийские санкции, по сути, гробят свою промышленность. Предприятия сокращают работников и производство, будучи не в состоянии обеспечить продолжение работы без дешевых энергоресурсов и сырья из России и Беларуси. Русофобская политика может дорого обойтись правящим в республике консерваторам — падение экономики и уровня жизни населения угрожают повлиять на результаты предстоящих в будущем году президентских и парламентских выборов.
18 августа 2023
Правительство Молдовы решило выделить Украине в качестве гуманитарной помощи консервы из государственного резерва на сумму около 3,4 млн леев (около 190 тыс. долларов).
17 августа 2023
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш официально уведомил президента Эдгара Ринкевича об отставке правительства.