Прокатись на нашей «карусели»: Майя Санду обрабатывает молдавскую диаспору перед выборами
Максим Камеррер
В конце прошлой недели в Кишиневе состоялся Конгресс диаспоры, в ходе которого Майя Санду встретилась с молдаванами, проживающими в Европе. При этом подобной «чести» были лишены те граждане республики, которые осели в России. Видимо, это для президента «неправильные» соотечественники. Хотя чему тут удивляться, если вспомнить, чьи голоса на прошлых выборах привели к власти правящих сегодня «евроинтеграторов».
В августе у молдавских «европейцев» принято приезжать в Молдову на «побывку». Поэтому действующее руководство республики 18 августа решило провести X Конгресс диаспоры, численность которой за границей уже вполне сравнима с количеством молдаван, проживающих на исторической родине.
Надо сказать, что осевшие в ЕС граждане Молдовы имеют самое непосредственное отношение к тому, что к власти в стране пришли Майя Санду и PAS. Беспрецедентная агитация и организованный подвоз избирателей в Западной Европе — прежде всего в Италии и Германии — добавили весомую долю к успеху «евроинтеграторов» на прошлых президентских и парламентских выборах.
Ни для кого не секрет, что представители диаспоры в Евросоюзе и США являлись крупными спонсорами тех избирательных кампаний. Так, например, официально подтверждены крупные пожертвования проживающей за океаном семьи Драгалин, чья представительница — видимо, в благодарность за это — сегодня занимает пост главы Антикоррупционной прокуратуры, не имея при этом необходимого профильного образования и опыта работы.
Учитывая массовую эмиграцию из республики, роль диаспоры в будущем возрастет еще больше. К тому же молдаване, проживающие за рубежом, все-таки не ощущают лично на себе все «прелести» правления режима Санду.
Действующие власти решили использовать намеченные на осень всеобщие местные выборы для обкатки некоторых избирательных технологий в дальнейшем. Например, 5 ноября граждане впервые смогут проголосовать по своим загранпаспортам. Об этом заявил секретарь ЦИК Александру Берлинский.
У большинства представителей диаспоры булетины (внутренние удостоверения личности), по которым необходимо было голосовать ранее, просрочены либо утеряны. Получать специальную справку никто из живущих за рубежом, конечно, не станет.
По этой причине и придумали «нововведение» — чтобы в этом году поэкспериментировать, а перед президентскими выборами внедрить подобную практику как ни в чем ни бывало.
Кроме того, таким образом голосовать можно будет не один, а два раза, и неизвестно, как ЦИК сможет воспрепятствовать этому. Очевидно, что действующая власть хочет вывести «избирательные карусели» на новый уровень и заодно повысить роль голосов европейской диаспоры.
При этом о молдаванах, проживающих в России, режим Санду так не печется. После начала СВО между Молдовой и РФ было прекращено железнодорожное сообщение и отменены прямые авиарейсы, поэтому, чтобы добраться из Кишинева в Москву или в обратно, необходимо лететь с пересадкой в Ереване или Стамбуле. Затраты на подобную поездку в итоге превышают тысячу евро. Единственной альтернативой остается автобусный маршрут через шесть европейских стран длительностью 4–5 суток, что является крайне сомнительным удовольствием.
Таким образом, благодаря политике нынешнего руководства молдавская диаспора в России оказалась практически отрезанной от родины. Впрочем, ее представителей на прошедший Конгресс и не приглашали, что стало достаточно красноречивым фактом.
«Власть ведет себя так, как будто молдавской диаспоры в России не существует. По разным данным, 250–300 тысяч уроженцев Молдовы находятся в России. Это серьезная цифра. <…> Отношение к ним у нынешней власти всегда было негативное. Достаточно вспомнить, как мало участков для голосования было открыто на территории России. Это несправедливо, и люди обеспокоены тем, что связи между Молдовой и Россией разрываются. В том числе речь о разрыве ряда соглашений в рамках СНГ», — заявил экс-депутат парламента и политолог Зураб Тодуа.
При этом, если сравнивать объемы денежных переводов, поступающих в республику, Россия занимает по этому показателю второе место после Израиля, и лишь далее идут страны Западной Европы.
Однако дорвавшиеся до власти сотрудники прозападных НКО просто в упор не видят граждан Молдовы, проживающих в РФ. Зато для обосновавшихся в ЕС готовы на все, и прошедшее мероприятие это наглядно продемонстрировало.
Санду поприветствовала около 300 представителей молдавской диаспоры из Западной Европы на Конгрессе, состоявшемся в пятницу в Кишиневе.
Президент не преминула сыграть на эмоциональной составляющей, сказав, что август знаменуется приездом на родину соотечественников, это период самых больших эмоций для подавляющего большинства семей в республике — период встреч с родственниками.
«Спасибо за то, что наполняете Молдову радостью в этот месяц, что продолжаете помогать тем, кто остается дома, храните Молдову в ваших сердцах», — сказала глава государства.
По ее словам, официальный Кишинев делает все возможное для улучшения положения диаспоры за рубежом. Многое еще предстоит сделать, в том числе в сфере консульского обслуживания, ускорения процесса подписания соглашений о социальной защите с другими государствами и признания дипломов об образовании. Впрочем, все это касается только стран ЕС — отнюдь не России.
Тем не менее даже у молдаван из Западной Европы есть причины для недовольства действующей властью.
В первую очередь это, конечно, поступающая от родственников информация о резком падении и без того невысокого уровня жизни на родине, из чего они сделали вывод, что все предвыборные обещания Санду и PAS оказались «пшиком».
Даже единственное «достижение», которое могут предъявить «евроинтеграторы» — получение Молдовой статуса страны — кандидата в ЕС, — представителей диаспоры не особенно вдохновляет, ведь они и так живут в Евросоюзе. А вот последствия своего волеизъявления на прошлых президентских и парламентских выборах они теперь могут увидеть воочию.
Буквально накануне Конгресса депутат PAS Раду Мариан зарегистрировал поправку, которая обяжет граждан предъявлять удостоверение личности каждый раз при обмене денег независимо от суммы. В случае ее принятия государство еще более ужесточит контроль над личными средствами молдаван. Как считает ряд экспертов, в первую очередь это ударит по тем, кто регулярно получает деньги от своих родственников, работающих за пределами Молдовы.
При этом достаточно часто представители западной диаспоры сетуют на то, что при посещении Молдовы им приходится сталкиваться с упреками за помощь в приходе к власти Санду и PAS и, соответственно, негативным отношением к себе.
Хотя они не задаются вопросом, зачем, например, Молдове «Дни диаспоры»? Или почему судьбу республики решают люди, навсегда ее покинувшие?
«Они живут проблемами других стран, они сделали свой сознательный выбор. Другое дело — гастарбайтеры, люди, уехавшие на заработки. Тут еще есть надежда на их возвращение. Деньги гастарбайтеров помогают стране выжить, а их близким — пережить разрушение страны нашими безмозглыми правителями. Во всех странах мира диаспора не участвует в выборах. А у нас американские или итальянские "молдаване" выбирают нам, живущим в стране, президента и парламент», — рассуждает политолог Борис Шаповалов.
Подобные мнения высказываются все чаще и свидетельствуют об изменении отношения к диаспоре. Впрочем, это связано еще и с тем, что местные жители, особенно молодежь, медленно «перетекают» за границу, а остающиеся на родине — те, кто реально переживает за будущее Молдовы — вынуждены наблюдать, как ее население все больше стареет и уменьшается.
На сегодняшний день единственным вариантом сохранения Молдовы как государства является осуществление срочных мер по остановке трудовой миграции и возвращению домой уже уехавших. Но все это, конечно, правящих сегодня «евроинтеграторов» не волнует.