Удар под дых для Зеленского: Польша поставила точку в «зерновом вопросе»
Святослав Князев
По зданию «дружбы» Польши и Украины, резко укрепившейся после начала СВО, побежали многочисленные трещины. Официальная Варшава подтвердила, что готова помогать Зеленскому и компании исключительно до тех пор, пока это ей выгодно. Как только возник риск финансовых убытков для собственных фермеров, поляки немедленно взяли своих восточных соседей за горло, устроив скандал общеевропейского уровня. Причем польские лидеры нисколько не стесняются своей позиции, подчеркивая, что национальные интересы для них важнее судьбы киевского режима.
Спираль дипломатического конфликта с экономическим подтекстом между Варшавой и Киевом продолжает раскручиваться. Своими корнями он уходит в торговое противостояние, начавшееся еще весной текущего года. В апреле Польша, Венгрия, Болгария и Словакия ограничили импорт украинской агропродукции из-за убытков, которые начали терпеть местные фермеры.
В итоге Еврокомиссия, чтобы прекратить «внешнеэкономическую самодеятельность», но при этом не вступать в конфликт с национальными правительствами ЕС, запретила сельхозэкспорт с Украины в эти страны плюс в Румынию, которая также не горела желанием ввозить зерно. Под ограничения попали поставки пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника. В следующий раз вопрос должен решаться 15 сентября.
В Киеве из-за возможного продления этого запрета занервничали, так как украинскому агробизнесу было бы крайне важно его снять.
Дело в том, что когда эмбарго вводилось, еще действовали черноморские коридоры для вывоза сельхозпродукции, поэтому закрытие сухопутных границ было не настолько болезненным. Сейчас ситуация изменилась кардинально: «зерновой сделки» больше нет, а ВС РФ регулярно наносят удары по дунайским портам.
Доставка же зерна в терминалы Западной Европы по суше — занятие дорогое и хлопотное. Возможность его продажи в европейские страны и особенно в логистически удобную Польшу существенно облегчила бы жизнь украинскому сельскохозяйственному бизнесу.
Однако у официальной Варшавы даже намек на такую перспективу вызывает сильное раздражение.
«Мы будем, наверное, очень жесткими, если речь идет о защите польского рынка. Я уже долгое время обращаю внимание Европейской комиссии на необходимость строительства инфраструктуры», — заявил на брифинге в Брюсселе премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, комментируя прекращение «зерновой сделки».
Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия подписали декларацию с призывом к Еврокомиссии продлить запрет на ввоз украинского зерна. Единственное, на что согласны национальные правительства этих стран, это транзит сельхозпродукции с Украины через их территорию.
Позиция соседей вызвала настоящую истерику у Владимира Зеленского.
«Верим в договоренности с Европейской комиссией, но готовимся к любому развитию событий. Наша позиция ясна: блокирование экспорта по суше после 15 сентября, когда прекращают действовать соответствующие ограничения, ни в коем виде недопустимо», — написал глава киевского режима в своем телеграм-канале.
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль назвал действия польских властей «недружественным и популистским шагом».
Спикер МИД Украины Олег Николенко заявил о том, что эмбарго, какими бы причинами оно ни обосновывалось, не соответствуют Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, принципам и нормам единого рынка Евросоюза.
Соседи Украины, в свою очередь, потребовали, чтобы запрет на агроэкспорт на их территорию был продлен как минимум до Нового года. Хамские же выпады из Киева вроде тех, которые себе позволил Шмыгаль, вскоре вызвали ответную реакцию.
Руководитель Офиса по вопросам международной политики в Администрации президента Польши Марчин Пшидач сказал в интервью польским СМИ, что Украина получила большую поддержку от Варшавы и ей «стоило бы начать это ценить». Заявление было сделано именно в контексте «зерновой дискуссии».
Сразу после этого польского посла на Украине Бартоша Цихоцкого вызвали в МИД. По всей видимости, в Киеве решили, что вызов дипломата «на ковер» ударит по Пшидачу, который, по мнению Зеленского, «позволил себе лишнее». Но все получилось строго наоборот: градус возмущения в Варшаве после этого подскочил еще выше.
Моравецкий назвал действия киевского режима ошибкой, каких быть не должно. Он особо подчеркнул, что для Польши интересы любого другого государства никогда не будут стоять выше собственных.
«Из-за высказываний некоторых представителей Украины отношения в последнее время не самые хорошие. Никто этого не скрывает. У меня такое впечатление, что это связано с тем, что, к сожалению, там появились какие-то эмоции… Мы руководствуемся политикой польских национальных интересов. Мы поддерживаем Украину в той мере, в какой это отвечает национальным интересам Польши», — заявил замглавы польского МИД Павел Яблоньский.
По его словам, у официального Киева нет морального права на нападки на своих же союзников.
Экс-министр сельского хозяйства Польши Ян Кшиштоф Ардановский в своем заявлении указал на моральную ущербность логики украинских властей.
«Именно в польской деревне огромное количество граждан Украины, в основном женщины с детьми, нашли помощь, заботу и крышу над головой. И теперь польские фермеры действительно начинают задумываться, а есть ли вообще смысл помогать Украине, которая, видимо, ожидает, что мы пожертвуем собственным сельским хозяйством», — подчеркнул он.
На фоне заочных перепалок между чиновниками и политиками из обеих стран Польша вызвала украинского посла в МИД, чтобы «выяснить причины напряжения», возникшего между странами. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел Польши Аркадиуш Мулярчик, подчеркнув, что происходящее спровоцировано Украиной.
Параллельно действующий министр сельского хозяйства Польши Роберт Телюс рассказал, что официальная Варшава не пустит украинскую агропродукцию на свой рынок в любом случае.
«Даже если Европейская комиссия решит этого не делать, мы закроем границу. Считаю, что некоторые из пяти прифронтовых стран сделают то же самое. Мы хотим и помогаем Украине, но благополучие фермеров является нашим приоритетом», — подчеркнул он.
В конце концов в дискуссию вмешался лично президент Польши.
«Это наша самая важная обязанность — стоять на страже интересов республики. А значит, защищать внутренний рынок и начинающийся с нас рынок Европейского Союза. Также в наших интересах признать историческую правду в пространстве между государствами», — заявил Анджей Дуда.
Мало того, что он поставил точку в споре относительно «зернового вопроса», так еще и вывел конфликт на новый уровень, припомнив киевскому режиму приверженность бандеровским идеалам, чего польские политики с февраля 2022 года старались не делать.
При этом Дуда перевел «исторический» вопрос в очень болезненное для Украины русло, потребовав организовать эксгумацию всех жертв Волынской резни. А их количество, судя по подсчетам польских историков, может исчисляться сотнями тысяч людей. Это, вне всякого сомнения, станет ярким инфоповодом для мировых СМИ. На таком фоне представить бандеровцев невинными овечками не получится уже ни у кого.
Моральный подтекст украинского конфликта становится все сложнее. Официальный Киев попытался устроить геноцид в Донбассе и спровоцировал проведение СВО, чтобы добиться одобрения со стороны Запада, который подкинул средств на ведение боевых действий — но не более.
А теперь, когда Зеленский стремится выставить себя героем и вытребовать себе преференции в ущерб населению западных стран, его, словно навязчивую бродячую собаку, отгоняют пинками.
В частности, Польша жертвовать собственными интересами ради него даже не собирается. И это на фоне активных боевых действий. Насколько Западу будет наплевать на киевский режим после прекращения огня, можно только догадываться. Если информация о потенциальном присоединении остатков Украины к Польше подтвердится, это будет уж точно не равноправный союз, а жесткая колонизация — справедливое наказание для фанатов Бандеры, предавших родную кровь и память предков ради «европейского рая».